План счетов бюджетного учета

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Новый План счетов бюджетного учета учитывает международные принципы составления отчетности по сектору государственного управления, интегрирует положения Бюджетной классификации в части классификации доходов и классификации источников финансирования.

Номер счета Плана счетов состоит из двадцати шести разрядов. При его формировании используется следующая структура:

- 1-17-й разряды - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов. Чтобы правильно указать КБК, следует воспользоваться Таблицей, приведенной в Приложении N 2 к Методическим указаниям, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые утверждены Приказом Минфина России от 10.12.04 N 114н (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации) и бюджетной росписью на соответствующий финансовый год.

- 18-й разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0; бюджетная деятельность - 1; предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход - 2; деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

- 19-21-й разряды - код синтетического счета Плана счетов;

- 22-23-й разряды - код аналитического счета Плана счетов;

- 24-26-й разряды - код классификации операций сектора государственного управления.

Разряды с 18-го по 23-й образуют код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается в код аналитического счета Плана счетов вводить разряды с целью получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

План счетов в своем составе предусматривает следующие объекты учета:

Нефинансовые активы. Сюда относятся счета учета основных средств, непроизведенных активов, нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.

Финансовые активы. К ним относятся денежные средства учреждения, финансовые вложения, расчеты с дебиторами по доходам, расчеты по авансам выданным, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по недостачам, расчеты с прочими дебиторами.

Обязательства. Этот раздел включает счета учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (в том числе расчеты по оплате труда), счета расчетов по платежам в бюджет, а также счета прочих расчетов с кредиторами.

Финансовый результат. На счетах учета финансового результата учитывают доходы и расходы учреждения в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления как по бюджетной, так и по внебюджетной деятельности.

Санкционирование расходов бюджетов. Счета предназначены для учета лимитов бюджетных обязательств (их утверждения, получения, изменения) и принятых бюджетных обязательств.

Забалансовые счета. За балансом бюджетные учреждения учитывают материальные ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение), бланки строгой отчетности и пр. Кроме того, за балансом ведется учет поступления и выбытия денежных средств на банковские счета учреждения в разрезе кодов экономической классификации РФ.

Новый План счетов предусматривает в своем составе объекты учета, соответствующие МСФО, и позволяет вести учет как по методу начисления, так и по кассовому методу.

Объектами учета являются: по методу начисления - нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат (чистая стоимость активов), счета по учету санкционирования расходов бюджетов, юридические обязательства; по учету кассовым методом - кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, счета по учету санкционирования расходов бюджетов, юридические обязательства.

Перечень объектов Плана счетов по методу начисления близок к коммерческому плану счетов: введены понятия текущих доходов, текущих расходов, результата финансовой деятельности учреждения. Результат деятельности является балансовой величиной и определяется как разница между совокупными активами и совокупными обязательствами сектора государственного управления.

Текущие доходы приводят к увеличению результата (чистой стоимости). В текущие доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, например, продажа земли, оборудования, в связи с тем, что подобные операции связаны с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счете). При этом общая стоимость активов не меняется, не изменяется и результат. Объектом учета на счете доходов является лишь результат реализации активов, выраженный в разнице между балансовой стоимостью реализуемых активов, расходами на реализацию и ценой реализации.

Аналогично текущие расходы уменьшают результат (чистую стоимость активов) в процессе осуществления операций. Таким образом, к текущим расходам не относятся ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами. Подобные операции относятся к операциям с нефинансовыми и финансовыми активами и не влияют на результат финансовой деятельности. Таким образом, текущие доходы и текущие расходы являются экономическими потоками, оказывающими прямое воздействие на изменение результатов деятельности сектора государственного управления.

Сальдо доходов за вычетом расходов - величина, эквивалентная изменению чистой стоимости активов в результате операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами. В то же время для обеспечения учета движения денежных средств в ходе исполнения бюджета в План счетов введены понятия "кассовые поступления" и "кассовые выбытия". На указанных счетах органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, ведут учет всех поступлений и выбытий средств бюджета в результате осуществления операций по доходам, расходам, с нефинансовыми активами, финансовыми активами и обязательствами.

На все кассовые поступления и выбытия органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, направляют выписки с лицевых счетов администраторов поступлений и получателей средств бюджета.

По кассовым операциям в ходе исполнения бюджета также определяется результат, который означает превышение кассовых поступлений над кассовыми выбытиями и фактически равен остатку средств на едином счете бюджета.

 

Интересное