Бухгалтерский учет мягкого инвентаря

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

По новым правилам бюджетного учета мягкий инвентарь учитывается в составе основных средств на счете 010108000 "Мягкий инвентарь" (п. 23 Инструкции N 70н). На этом счете учитываются:

- белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

- постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, спальные мешки и т.п.);

- одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);

- обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);

- спортивная одежда и обувь.

Напомним, что согласно п. 87 Инструкции N 107н специальная одежда и обувь являлись малоценными предметами, и для ее учета использовались субсчета 072 "Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе" и 073 "Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации".

Мягкий инвентарь отражается в учете по фактическим затратам, которые вначале должны собираться на счете 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства". Затем его стоимость переносится на счет 101 08 310 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря". И по новой, и по старой инструкциям в стоимость мягкого инвентаря включается НДС, если, конечно, он не используется в коммерческой деятельности и приобретен за счет бюджетных средств.

Поступление мягкого инвентаря на склад оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (ф. ОС-1). Выдача его в эксплуатацию производится на основании Требования-накладной (ф. М-11).

Инвентарные номера мягкому инвентарю не присваиваются. Однако требования, предъявляемые к маркировке мягкого инвентаря, остались прежними. При принятии его на склад маркировка должна производиться несмываемым штампом без порчи внешнего вида одежды с указанием наименования учреждения, а при выдаче в эксплуатацию - дополнительной маркировкой с указанием года и месяца выдачи со склада.

Мягкий инвентарь, пришедший в негодность, списывается на основании Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Акт составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения. Акт оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр сдается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

Обратите внимание: списание предметов мягкого инвентаря производится при их полной изношенности.

Рассмотрим отражение в бюджетном учете операций по приобретению и списанию мягкого инвентаря на примере приобретения специальной одежды.

 

Пример.

Медицинское учреждение в январе 2005 г. за счет бюджетных средств приобрело 20 комплектов спецодежды для медсестер по цене 1 180 руб., в том числе НДС - 180 руб. В этом же месяце 15 комплектов спецодежды были выданы медперсоналу и списаны ранее выданные хлопчатобумажные костюмы, срок носки которых истек, в количестве 10 шт. По цене 720 руб. Лицевой счет открыт в ОФК.

Перечни профессий, по которым работодатель обязан выдавать спецодежду, утверждены рядом постановлений Минтруда России, в том числе от 29.12.97 N 68, от 25.12.97 N 66, от 16.12.97 N 63. В них указаны и нормы выдачи спецодежды, и сроки, на которые она выдается. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - Типовые отраслевые нормы), утвержденные указанными постановлениями, предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также от форм собственности предприятий и их организационно-правовых форм.

Правила выдачи, хранения и организации контроля за движением спецодежды закреплены в Постановлении Минтруда России от 18.12.98 N 51. При заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работников с данными правилами, а также нормами выдачи полагающейся им спецодежды и других средств индивидуальной защиты.

В учете будут составлены следующие проводки:

 
---------------------------------------T-----------------------T-----------------------T-----------¬
¦       Содержание операции            ¦         Дебет         ¦       Кредит          ¦Сумма, руб.¦
+--------------------------------------+-----------------------+-----------------------+-----------+
¦Сформирована первоначальная  стоимость¦     1 106 01 310      ¦     1 302 17 730      ¦   23 600  ¦
¦комплектов спецодежды для медсестер   ¦Увеличение  капитальных¦Увеличение кредиторской¦           ¦
¦                                      ¦вложений   в   основные¦задолженности по приоб-¦           ¦
¦                                      ¦средства               ¦ретению        основных¦           ¦
¦                                      ¦                       ¦средств                ¦           ¦
+--------------------------------------+-----------------------+-----------------------+-----------+
¦Оплачен счет поставщика               ¦     1 302 17 830      ¦     1 304 05 310      ¦   23 600  ¦
¦                                      ¦Уменьшение кредиторской¦Расчеты по платежам  из¦           ¦
¦                                      ¦задолженности по приоб-¦бюджета   с   органами,¦           ¦
¦                                      ¦ретению        основных¦организующими  исполне-¦           ¦
¦                                      ¦средств                ¦ние бюджетов по  приоб-¦           ¦
¦                                      ¦                       ¦ретению        основных¦           ¦
¦                                      ¦                       ¦средств                ¦           ¦
+--------------------------------------+-----------------------+-----------------------+-----------+
¦Спецодежда оприходована на склад      ¦     1 101 08 310      ¦     1 106 01 410      ¦   23 600  ¦
¦                                      ¦Увеличение    стоимости¦Уменьшение  капитальных¦           ¦
¦                                      ¦мягкого инвентаря      ¦вложений   в   основные¦           ¦
¦                                      ¦                       ¦средства               ¦           ¦
L--------------------------------------+-----------------------+-----------------------+------------
 

В нашем примере стоимость комплектов спецодежды составляет 1 180 руб. Для основных средств стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. п. 44 новой Инструкции предусмотрено начисление амортизации в размере 100% в момент передачи одежды в эксплуатацию. Однако в новом Плане счетов отсутствует счет по начислению амортизации по предметам мягкого инвентаря, а корреспонденция счетов бюджетного учета (Приложение N 1 к Инструкции N 70н) не содержит проводки по передаче мягкого инвентаря стоимостью до 1 000 руб. в эксплуатацию. Отсюда можно сделать вывод о том, что мягкий инвентарь независимо от его стоимости учитывается на балансе учреждения до момента его списания по причине негодности, изношенности. Подобным образом в нашем примере может быть списана стоимость выданных ранее и пришедших в негодность хлопчатобумажных костюмов в количестве 10 штук по цене 720 руб. на основании Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря.

При этом делается следующая запись:

 
---------------------------------------T-----------------------T-----------------------T-----------¬
¦       Содержание операции            ¦         Дебет         ¦       Кредит          ¦Сумма, руб.¦
+--------------------------------------+-----------------------+-----------------------+-----------+
¦Списана   спецодежда,   пришедшая    в¦     1 401 01 172      ¦     1 101 08 410      ¦      720  ¦
¦негодность (10 руб. x 840 руб.)       ¦Доходы  от   реализации¦Уменьшение    стоимости¦           ¦
¦                                      ¦активов                ¦мягкого инвентаря      ¦           ¦
L--------------------------------------+-----------------------+-----------------------+------------
 

Каким образом в бухгалтерском учете отразить выдачу спецодежды? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к п. 21 новой Инструкции, который разъясняет:

Выдача основных средств в эксплуатацию оформляется следующими документами:

стоимостью до 1000 рублей - на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и отражается бухгалтерскими записями по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101172 "Доходы от реализации активов" и кредиту счетов 010106410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря", 010110410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств";

стоимостью свыше 1000 рублей, а также посуды, мягкого инвентаря, библиотечного фонда, независимо от стоимости, - на основании Требований-накладных (ф. 0315006) с изменением материально ответственного лица в регистрах аналитического учета объектов основных средств.

Обратите внимание: передача мягкого инвентаря (в том числе спецодежды) в эксплуатацию отражается в бухгалтерском учете в регистрах аналитического учета как смена материально ответственного лица. В целях аналитического учета мягкого инвентаря применяется Инвентарная карточка группового учета основных средств, которая, в свою очередь, регистрируется в Описи инвентарных карточек по учету основных средств. Обязательные реквизиты и показатели указанных регистров бюджетного учета приведены в Приложении N 3 к новой Инструкции и в Приказе Минфина РФ от 23.09.05 N 123н. Не стоит также забывать о Личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты.

 

Интересное