Порядок заключения государственного контракта

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Как правило, при централизованном снабжении сумма поставки материальных ценностей превышает 2 000 МРОТ (на сегодняшний день - 200 000 рублей), поэтому, руководствуясь нормами ст. 71 и 72 БК РФ, главные распорядители размещают контракты на конкурсной основе. Проведение конкурсов при централизованном снабжении является одним из инструментов эффективного использования бюджетных ресурсов, поскольку в ходе торгов можно заключить контракт с наиболее выгодными для организатора конкурса условиями. Однако зачастую, несмотря на внешнее соблюдение норм законодательства о государственных закупках, заказчик неграмотно проводит торги и, как результат, заключает договор на невыгодных для государства условиях.

Рассмотрим некоторые особенности проведения конкурсов (торгов) при размещении государственного заказа.

Порядок проведения конкурса регулируется следующими нормативными документами:

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Закон N 97-ФЗ);

- Указ Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее - Указ N 305);

- Федеральный закон от 31.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Согласно Закону N 97-ФЗ конкурс может быть проведен в виде открытых торгов (при публикации в средствах массовой информации извещения о проведении предварительного отбора участников) или в виде закрытых торгов (в этом случае приглашение принять участие в конкурсе направляется каждому поставщику в отдельности). Как правило, закрытый конкурс проводится в случаях, если предметом государственного контракта являются поставки технически сложных товаров (работ, услуг) или поставка товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну (ст. 22 Закона N 97-ФЗ).

Помимо проведения открытых и закрытых торгов заказчик (организатор конкурса) вправе использовать способ запроса котировок, если для требуемой продукции существует сложившийся рынок и цена государственного контракта не превышает 250 000 руб. (Указ N 305). Поскольку проведение закрытого конкурса допустимо только в некоторых случаях, носящих частный характер, а использование метода котировок не всегда удобно, наиболее распространенным способом заключения государственных контрактов является проведение открытых торгов. Он удобен еще и тем, что позволяет привлечь к участию в конкурсе большое количество поставщиков, выбрать из которых одного или нескольких, наиболее отвечающих предъявляемым требованиям, проще, чем если бы количество поставщиков было ограничено.

Проведение открытого конкурса начинается с размещения информации о проведении конкурса в средствах массовой информации. Причем заказчик обязан поместить объявление о проведении конкурса в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти и, по желанию, в других печатных изданиях. Сведения, которые должно содержать объявление, перечислены в п. 3 ст. 11 Закона N 97-ФЗ.

Заметим, что организатор конкурса вправе предоставлять документацию на проведение торгов участникам конкурса на платной основе. Однако сумма данной платы не должна превышать расходы на изготовление и доставку поставщику этой документации.

В случае если поставщик прошел предварительный отбор, он принимает участие в конкурсе. Для определения победителя конкурса создается конкурсная комиссия, председатель которой в назначенное время вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе. Участники открытого конкурса или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов. Победителем конкурса является тот участник, который предложил лучшие условия поставок товаров (работ, услуг). Результаты проведенного конкурса должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

Несмотря на то, что заказчикам (организаторам конкурса) запрещается осуществлять координацию деятельности поставщиков, способствующей ограничению конкуренции или ущемлению их интересов (ст. 43 Указа N 305), на практике подобные нарушения нередки. Желание организатора конкурса заключить контракт с определенным поставщиком, чтобы удовлетворить свои личные интересы, приводит к злоупотреблению полномочиями и к неэффективному использованию бюджетных ресурсов. Примером подобных нарушений может служить составленная организатором конкурса документация, условиям которой соответствует только одна, определенная заранее, компания.

Обратите внимание: при заключении государственного контракта должностные лица главного распорядителя должны регулировать не только процедуру проведения конкурса, но и придавать большое значение изучению документации финансово-хозяйственной деятельности потенциального поставщика товаров (работ, услуг). К такой документации относятся бухгалтерские отчеты, балансы, учредительные документы, лицензии, указанные в учредительных документах, положения о филиалах и обособленных подразделениях и др.

Так, наличие у участника конкурса лицензий на осуществление деятельности, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и т.д. свидетельствует о его полной правоспособности на ведение хозяйственной деятельности.

Наименованию организации тоже следует уделить внимание, поскольку это один из факторов индивидуализации юридического лица. В силу того, что выбор фирменного наименования юридическим лицом производится самостоятельно и является объектом интеллектуальной собственности, которая охраняется законом (ст. 44 Конституции РФ), использование фирменного названия другими лицами возможно только с согласия его правообладателя (ст. 138 ГК РФ). Следовательно, организатор конкурса, изучив все необходимые документы, должен убедиться, что фирменное наименование организации соответствует ее фактическому наименованию.

При заключении договора организатор конкурса должен знать фактическое местонахождение организации, поскольку оно может не совпадать с его юридическим адресом. При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств организации по договору отсутствие сведений о ее местонахождении может привести к негативным последствиям.

Если участник конкурса имеет свой товарный знак, знак обслуживания и маркировки товаров (продукции), то организатор конкурса должен проверить наличие правовых оснований для их использования, поскольку подобные отличительные знаки могут быть использованы только юридическим лицом - правообладателем, и документы на них должны быть оформлены в соответствующих органах.

Помимо всего прочего организатор конкурса при заключении договора должен проверить соответствие учредительных документов действующему законодательству, а также предъявляемым к ним требованиям.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание: наличие филиалов и обособленных подразделений у организации, с которой заключается договор. Данная информация необходима, так как в случае разрешения спора в арбитражном суде стороной по делу будет не филиал, а юридическое лицо. Поэтому организатор конкурса должен точно знать: с головной организаций или с обособленным подразделением (филиалом) он заключает договор.

На наш взгляд, нелишним будет заметить, что с 1 января 2005 года, в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 13.12.94 N 60-ФЗ "О поставщиках продукции для государственных нужд" (далее - Закон N 60-ФЗ), условия для организаций-поставщиков изменились, причем не в лучшую сторону. Так, из Закона N 60-ФЗ исключено положение о том, что федеральные целевые программы, в которые включены межрегиональные и региональные целевые программы, должны финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и за счет привлечения внебюджетных источников. Следовательно, государство не гарантирует оплату государственного контракта за счет средств бюджета.

С целью решить поставленную в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 24.05.05 "О Бюджетной политике в 2006 году" задачу сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ в июле 2005 года вышел в свет Закон от 31.07.05 N 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). В связи с этим с 1 января 2006 года Закон N 97-ФЗ утрачивает силу, а остальные законы, регулирующие порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, будут действовать в части, не противоречащей Закону N 94-ФЗ.

Закон N 94-ФЗ внес существенные изменения в порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. С 1 января 2006 года государственный или муниципальный заказ на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг оформляется в том случае, если сумма поставки не превышает установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. На сегодняшний день он составляет 60 000 руб. (Указание ЦБР от 14.11.01 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ по одной сделке").

С одной стороны, такая позиция Правительства РФ оправдана, поскольку теоретически договор всегда должен быть заключен с поставщиком, предложившим наиболее выгодные условия. С другой стороны, данный принцип может привести к тому, что договоры будут заключаться только с теми поставщиками, в которых есть личная заинтересованность должностных лиц организации, проводившей конкурс. В этом случае говорить о развитии добросовестной конкуренции не приходится.

Хотелось бы акцентировать внимание на следующих особенностях проведения торгов и запроса котировок, регулируемых Законом N 94-ФЗ:

1. Создание комиссии (конкурсной, аукционной или котировочной).

Состав комиссии, порядок ее работы, назначение председателя определяет заказчик или уполномоченный на то орган. Заметим, что прежде Закон N 97-ФЗ разрешал принимать решение о составе конкурсной комиссии юридическому лицу, которому заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса.

Число членов комиссии должно быть не менее 5 человек.

Члены комиссии - физические лица, не имеющие личной заинтересованности в результатах проведения торгов и не являющиеся участниками торгов.

Заменить члена комиссии можно только с разрешения заказчика или уполномоченного органа, принимавшего решение о создании комиссии.

Функции конкурсной комиссии остались прежними.

Заметим, что для проведения открытых и закрытых конкурсов, конкурсов с использованием котировок и аукционов может быть создана одна комиссия.

2. Участники конкурса.

Законом N 94-ФЗ расширен круг участников на государственный и муниципальный заказ. Если ранее участником конкурса мог выступать только поставщик, имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров, работ, услуг (то есть юридическое лицо), то с 1 января 2006 года им может быть и физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Кроме этого, расширен перечень фактов, установление которых позволит заказчику отказаться от заключения контракта с победителем торгов и запроса котировок.

Участники конкурса должны быть готовы к тому, что при исполнении ими контракта объем работы (характер которой не предусмотрен контрактом, но связан с работами, выполняемыми по данному контракту) заказчиком может быть увеличен не более чем на 5% от предусмотренных контрактом работ. Такую работу заказчик оплачивает дополнительно, но опять-таки не более 5% от цены заключенного контракта. Однако заметим, не все так плохо: Закон N 94-ФЗ установил, что если заказчик в установленные контрактом сроки не исполняет свои обязательства (исключение составляет просрочка обязательств вследствие непреодолимой силы или по вине другого лица), то другая сторона контракта вправе требовать неустойку в размере 1/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ.

3. Способы размещения заказа.

Законом N 94-ФЗ предусмотрены следующие способы размещения государственного заказа:

- проведение торгов (открытый и закрытый конкурс, аукцион);

- запрос котировок (если поставщик (исполнитель, подрядчик) необходимого товара, работ, услуг единственный на товарных биржах).

Заключение государственного контракта по итогам аукциона является новым видом проведения торгов при размещении государственного заказа. Аукцион проводят в случае, если товары, работы или услуги - объекты заказа - производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам, так как по ним нет функционирующего рынка и сравнивать их можно только по ценам. Правительством РФ установлен перечень товаров, работ, услуг, по которым заказчик или уполномоченное лицо вправе проводить аукционы.

 

Интересное