Особенности учета пособий по социальному страхованию

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Отражение в бюджетном учете операций по начислению и выплате работникам бюджетных учреждений различных пособий за счет средств Фонда социального страхования РФ вызывает у бухгалтеров значительные трудности. Связаны они с целым рядом причин, в частности:

1. В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 29.12.04. N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" в 2005 году до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованным работникам за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств фонда. При этом затраты бюджетных учреждений на выплату перечисленных выше пособий за первые два дня нетрудоспособности, в отличие от сумм пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС, в соответствии с Письмом Минфина РФ от 01.04.05 N 02-14-10/607 подлежат отражению в статье 211 "Заработная плата" ЭКР.

2. Если ранее пособия по социальному страхованию выплачивались в составе начисленной заработной платы (и поэтому операции по начислению таких пособий отражались по кредиту на счетах бухгалтерского учета "Оплата труда"), то с выделением для выплаты данных пособий отличной от затрат на оплату труда статьи ЭКР и включением ее в виде кода операций сектора государственного управления (КОСГУ) в структуру счетов бюджетного учета начисление и выплата указанных пособий в учете отражаются отдельно. При этом затраты на выплату различных видов пособий в соответствии с бюджетной классификацией расходов подлежат отражению на разных кодах видов расходов (15-17 разряды номеров счетов бюджетного учета):

- 750 - пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию;

- 751 - пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- 752 - пособия по беременности и родам;

- 753 - пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- 754 - пособия при рождении ребенка;

- 755 - другие пособия и компенсации.

Однако, учитывая, что бюджетные ассигнования на выплату пособий учреждениям не выделяют, указывать вышеперечисленные коды видов расходов в 15-17 разрядах соответствующих счетов бюджетного учета нецелесообразно, так как возникает необходимость отражения показателей по отличным от доведенных в процессе текущего финансирования кодам функциональной классификации расходов в отчетах об исполнении бюджета (ф. N 0503127) в части выплаты данных пособий без получения соответствующих бюджетных обязательств. Поэтому, по нашему мнению, до регламентирования данного вопроса соответствующими нормативными документами при отражении в бюджетном учете операций по начислению и выплате пособий по социальному страхованию в 15-17 разрядах соответствующих счетов бюджетного учета указывается код вида расходов согласно доведенным до учреждения бюджетным обязательствам по текущему финансированию.

3. С одной стороны, средства ФСС бюджетными не являются, а сложившаяся система расчетов организаций с ним по выплате различных пособий не устанавливает обязанности фонда доводить до учреждения связанные с данными операциями лимиты бюджетных обязательств. С другой стороны, в соответствии с Указанием о порядке применения бюджетной классификации, утвердившим указания по применению новой бюджетной классификации РФ, государственные внебюджетные фонды признаны одними из администраторов бюджетных доходов и расходов. Они также имеют право санкционировать бюджетным учреждениям те или иные администрируемые ими расходы. Учитывая вышеизложенное, правомерность получения средств на выплату пособий с бюджетного лицевого счета учреждения в ОФК без получения от органов ФСС лимитов финансирования указанных расходов, а также отнесение этих затрат на бюджетный или внебюджетный источники их финансирования вызывает некоторые сомнения.

4. При наличии такой статьи ЭКР, как 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения", расходы бюджетных учреждений на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности (ПВН), по беременности и родам (ПБР) и т.п. в соответствии с Письмом Минфина РФ от 01.04.05 N 02-14-10/607 подлежат отражению на статье 213 "Начисления на оплату труда" ЭКР. При этом в счетах бюджетного учета для отражения затрат на выплату пособий по социальному страхованию (0 401 01 261) и для кредиторской задолженности перед органом Федерального казначейства (0 304 05 261) сохранился код 261 КОСГУ. В результате определить КОСГУ для отражения затрат на выплату пособий по социальному страхованию, а также кредиторской задолженности перед ОФК по данным пособиям крайне затруднительно.

Если первая из перечисленных выше проблем достаточно регламентирована действующими нормативными документами, то отнесение затрат учреждения на выплату пособий за счет средств ФСС на соответствующий источник финансирования и статью ЭКР (код КОСГУ), а также необходимость отражения в бюджетном учете операций по санкционированию указанных расходов четко не определено.

Учитывая, что отдельного лицевого счета для получения и выплаты пособий работникам бюджетных учреждений в ОФК не предусмотрено, а также отсутствие у органов ФСС обязанности доводить до бюджетных учреждений лимиты обязательств по выплатам за счет его средств различных пособий, по нашему мнению, перераспределение соответствующих лимитов расходов должно осуществляться в порядке межбюджетных отношений. Поэтому в бюджетном учете учреждения операции по движению лимитов обязательств ФСС на выплату пособий учитывать не нужно, а расходы учреждения на выплату этих пособий следует относить на тот источник финансирования, за счет которого начислена соответствующая заработная плата.

По поводу описанного выше несоответствия кодов КОСГУ, включенных в структуру счетов бюджетного учета, применяемых для отражения операций по начислению и выплате пособий по социальному страхованию (код 261 КОСГУ), и кодов ЭКР, на которые указанным письмом Минфина предписано относить эти расходы (статья 213 ЭКР), следует признать, что в связи с изменением статьи ЭКР, на которую надо относить эти затраты, необходимо изменить и соответствующий код КОСГУ, то есть отражать все затраты на выплату пособий, а также кредиторскую задолженность по ним перед ОФК с использованием кода 213 КОСГУ (вместо кода 261).

 

Интересное