Учет платных услуг

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Платные услуги, оказываемые бюджетным учреждением, являются дополнительным источником финансирования его финансово-хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что доля платных услуг в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений в настоящее время значительна и продолжает увеличиваться, нормативное регулирование порядка отражения в бюджетном учете операций, связанных с осуществлением данных услуг, еще недостаточно разработано, в результате у бухгалтеров бюджетных учреждений при отражении платных услуг возникают определенные вопросы.

На наш взгляд, в основе проблем учета платных услуг лежит противоречивость действующего законодательства РФ. Так, с одной стороны, доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений в соответствии со ст. 41, 42 БК РФ являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ" в эти статьи внесены изменения, согласно которым доходы от оказания бюджетными учреждениями платных услуг и от использования закрепленного за ними федерального (муниципального) имущества считаются неналоговыми доходами бюджета только после уплаты начисленных на них в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ сумм налогов и сборов (ст. 321.1 НК РФ). Однако, учитывая положение ст. 40 БК РФ о том, что денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда, следует признать, что объекта обложения налогом на прибыль в данном случае не возникает. В противном случае следует констатировать, что государство обложило налогом на прибыль само себя.

Однако необходимость выполнения планов по сбору налогов, а также лоббирование на региональном и местном уровнях принципов перераспределения в пользу соответствующих бюджетов части доходов федеральных бюджетных учреждений через распределение начисленного на них налога на прибыль не позволяет Минфину РФ (и подведомственной ему Федеральной налоговой службе РФ) отказаться от налогообложения финансовых результатов бюджетных учреждений, сформированных при осуществлении разрешенной им предпринимательской деятельности.

Кроме того, п. 5 Приказа МФ РФ от 26.08.04 N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" предусмотрено обеспечить бухгалтерский учет начисления доходов бюджетов, кроме доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, согласно требованиям Инструкции N 70н с 1 января 2006 года. С 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. начисление доходов бюджетов, кроме доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, осуществлять на основании объемов кассовых поступлений. Такая формулировка не совсем понятна, ибо вести бюджетный учет без отражения в нем доходов от предпринимательской деятельности во взаимосвязанной системе отражения в учете всех осуществляемых финансово-хозяйственных операций практически невозможно. Тем не менее из комментариев специалистов Минфина РФ следует, что в ходе дальнейшего реформирования бюджетной системы РФ доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности, можно будет считать неналоговыми доходами соответствующего бюджета и использовать их для финансирования бюджетных учреждений в соответствии с согласованной с вышестоящими распорядителями потребностью учреждений в определенных затратах. В этих условиях, с одной стороны, будет снижаться роль налогообложения предпринимательских доходов, так как дополнительное целевое финансирование не подлежит обложению налогом на прибыль, а с другой - усилится значение планово-экономических органов бюджетных учреждений в части правильного обоснования потребности в тех или иных расходах.

Положения действующих нормативных актов, трактующие доходы от предпринимательской деятельности и как подлежащую обложению налогом на прибыль выручку, и как неналоговые доходы соответствующего бюджета, препятствуют формированию целостной системы бюджетного учета.