Учет операций по санкционированию расходов бюджетов

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Организационно-правовые основы санкционирования расходов бюджетов регулируются гл. 24 БК РФ. Установленные ст. 219 БК процедуры санкционирования и финансирования и их порядок обязательны для исполнения. Проведение финансирования допускается только после завершения процедуры санкционирования.

Первый этап - составление и утверждение бюджетной росписи. Минфин РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.

На следующем этапе утверждаются и доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и утверждаются сметы доходов и расходов получателей бюджетных средств. Главные распорядители на основании установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях. Однако уведомление о бюджетных ассигнованиях не дает право бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств (ст. 220 БК РФ).

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. Не позднее 5 дней со дня представления сметы распорядитель бюджетных средств утверждает ее (ст. 221 БК РФ), а затем в пределах полученных от вышестоящего распорядителя лимитов соответствующий распорядитель бюджетных средств утверждает и доводит до учреждений лимиты бюджетных обязательств (ст. 223 БК РФ).

На четвертом этапе получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства. Принятие обязательств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов и реализуется через составление платежных и других документов. Принятие обязательства при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

Бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 БК РФ).

Порядок признания бюджетных обязательств установлен Правилами учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.08.99 N 55н. Основанием для учета является договор на поставку продукции (работ, услуг) или письменное подтверждение других обязательств учреждений, финансируемых из федерального бюджета на основании смет расходов.

Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора на поставку продукции в орган федерального казначейства у учреждения имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств. Приказом утверждаются формы расшифровки договоров на поставку продукции, журналов учета и другой учетной документации для единообразия и систематизации работы территориальных органов федерального казначейства.

Завершающим этапом санкционирования расходов бюджетов является подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию.

Бюджетные учреждения в течение года подтверждают свои бюджетные обязательства путем оформления и передачи в органы федерального казначейства или в банковские организации, в которых им открыты счета, платежных документов (ст. 225 БК РФ), а распорядители бюджетных средств, соответственно, подтверждают принятые учреждениями бюджетные обязательства, исполняя платежные документы учреждений (ст. 226 БК РФ).

В соответствии с Разделом 5 Инструкции N 70н суммы лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований отражаются в разрезе экономической классификации расходов бюджетов РФ на следующих счетах:

0 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств";

0 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года";

0 503 01 000 "Бюджетные ассигнования".

В свою очередь, лимиты бюджетных обязательств учитываются на следующих аналитических счетах:

0 501 01 000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств";

0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств";

0 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств";

0 501 04 000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств";

0 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств";

0 501 06 000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути";

0 501 07 000 "Лимиты бюджетных обязательств невыясненные".

Счета 0 501 00 000 и 0 502 01 000 применяются и в бюджетных учреждениях, и в органах, организующих исполнение бюджетов, а также в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Счет 0 503 01 000 применяется только главными распорядителями бюджетных средств, органами, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Счета ведут в течение отчетного года. По его завершении остатки по счетам санкционирования расходов на следующий год не переносятся и в балансе не отражаются. Особенностью данных счетов является то, что они корреспондируют только между собой.

 

Интересное