Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя(распорядителя), получателя с

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Заметим, что Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) (далее - Отчет об исполнении бюджета) составляется по кассовому методу, несмотря на то, что метод начисления является основным методом бюджетного учета. Необходимость составления этой формы отчетности по кассовому методу вызвана тем, что на данный момент бюджеты бюджетной системы РФ (федеральный, региональные и местные бюджеты) формируются на кассовой основе. Администраторы бюджетных средств не в состоянии представить плановые показатели бюджетных поступлений, основанные на методе начисления. Очевидно, что только после того, как бюджеты будут планироваться и утверждаться на основании данных, сформированных по методу начисления, этот метод можно будет применять и для формирования Отчета об исполнении бюджета. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что Отчет об исполнении бюджета предназначен для того, чтобы орган, организующий исполнение бюджета, отчитался о фактических показателях исполнения бюджета.

Отчет об исполнении бюджета формируется органом, организующим исполнение соответствующего бюджета, на основании отчетов об исполнении бюджета главных распорядителей (распорядителей), получателей средств бюджета, представленных главными распорядителями средств соответствующего бюджета, путем арифметического суммирования и консолидации остатков по разделам "Доходы", "Расходы","Источники финансирования дефицита бюджетов". Прежде чем представить Отчет об исполнении бюджета главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, бюджетное учреждение (бюджетополучатель) должно заверить его в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Рассмотрим структуру этой формы бюджетной отчетности и порядок ее заполнения.

Отчет об исполнении бюджета включает в себя разделы: "Доходы бюджета", "Расходы бюджета", "Источники финансирования дефицита бюджетов".

В разделе "Доходы бюджета" отражаются суммы поступлений в бюджет в разрезе кодов классификации доходов по следующим графам:

- доходы, утвержденные законом о бюджете, нормативными правовыми актами о бюджете (графа 4);

- исполнено - через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (графа 5);

- исполнено - через банковские счета (графа 6);

- исполнено - некассовые операции (графа 7);

- исполнено - итого (графа 8);

- неиспользованные назначения (графа 9).

Аналогичным образом формируется раздел "Источники финансирования дефицитов бюджета", но уже в разрезе кодов источников внутреннего и внешнего финансирования.

В разделе "Расходы бюджета" суммы расходов отражают в разрезе кодов бюджетной классификации (ФКР, КЦСР, КВР, ЭКР) и формируют такие графы, как:

- бюджетные ассигнования, утвержденные законом о бюджете, нормативными правовыми актами о бюджете (графа 4);

- лимиты бюджетных обязательств (графа 5);

- исполнено - через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (графа 6);

- исполнено - через банковские счета (графа 7);

- исполнено - некассовые операции (графа 8);

- исполнено - итого (графа 9);

- неиспользованные назначения - по ассигнованиям (графа 10);

- неиспользованные назначения - по лимитам бюджетных обязательств (графа 11).

Обратите внимание: при составлении Отчета об исполнении бюджета следует руководствоваться Письмом ФК N 42-7.1-01/2.4-250, в соответствии с которым по бюджетной и внебюджетной деятельности составляется отдельная форма этого отчета.

Отчет об исполнении бюджета формируется исходя из оборотов с начала года по соответствующим полным (26-значным) счетам аналитического учета. При этом бюджетная классификация, которая лежит в основе номера соответствующего счета, отражается в графе 3 каждого из разделов. В графе 4 формы 0503127 отражаются плановые, а в графах 5, 6, 7, 8 кассовые показатели исполнения бюджета главным распорядителем (распорядителем) или получателем бюджетных средств. В графах "Исполнено" 5, 6, 7 раздела "Доходы бюджета" и 6, 7, 8 раздела "Расходы бюджета" показывают операции по счетам Плана счетов бюджетного учета:

- 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" - графа "Исполнено через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета";

- 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения" - графа "Исполнено через банковские счета";

- операции по проведенным взаимозачетам - графа "Исполнено по некассовым операциям".

Обратите внимание: заполнение разделов 1, 2, 3 Отчета об исполнении бюджета должно осуществляться в строгом соответствии с закрепленными доходами и расходами федерального бюджета, а также источниками финансирования дефицита федерального бюджета за соответствующими администраторами бюджетных средств в сводной бюджетной росписи федерального бюджета и в приложениях N 11 и 12 к Приказу Минфина РФ N 114н.

По нашему мнению, бюджетным учреждениям (получателям бюджетных средств) при составлении Отчета об исполнении бюджета по бюджетной деятельности заполнять графу 4 раздела "Доходы бюджета" не следует, поскольку указанный в п. 64 Инструкции N 5н счет 0 503 01 000 "Бюджетные ассигнования", данные по которому отражаются в этой графе, бюджетополучателями не используется (п. 240 Инструкции N 70н).

Во втором разделе Отчета об исполнении бюджета помимо собственно бюджетных затрат учреждения отражают расходы, произведенные за счет различных внебюджетных средств, с детализацией по статьям бюджетной классификации, которые также составляют общие расходы соответствующего бюджета.

К сожалению, до сих пор не решена проблема отражения в бюджетном учете учреждений расходов, покрываемых за счет средств бюджетов других уровней бюджетной системы (например, на выплату пособий по временной нетрудоспособности или финансирования части затрат учреждения из бюджетов фондов обязательного медицинского страхования). В частности, остается открытым вопрос об отнесении таких затрат на определенные статьи функциональной классификации расходов. Данные поступления и, следовательно, произведенные за их счет расходы относятся к другим бюджетам, а не к тому бюджету, за счет которого содержится учреждение. Поэтому указывать данные показатели в Отчете об исполнении бюджета вместе с утвержденными по этому бюджету доходами и расходами с методической точки зрения неверно. Тем не менее обязанность представлять по рассматриваемым средствам отдельные отчеты в фонды социального или обязательного медицинского страхования Инструкцией N 5н не предусмотрена. Таким образом, до урегулирования данной проблемы нормативными документами доходы и расходы средств, относящихся к другим бюджетам, следует отражать в общем Отчете об исполнении бюджета (при этом, на наш взгляд, целесообразно выделить эти доходы и расходы в отдельные подразделы, определив по ним промежуточные итоги).

В части заполнения граф 10, 11 "Неисполненные назначения по ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств" необходимо отметить, что:

- под неисполненными назначениями по ассигнованиям понимаются неполученные на конец отчетного периода лимиты бюджетных обязательств, которые определяются как разница между дебетом счета 1 501 05 ххх и кредитом счета 1 501 03 ххх на конец отчетного периода;

- под неисполненными назначениями по лимитам бюджетных обязательств понимаются доведенные, но до конца отчетного периода не принятые учреждением лимиты бюджетных обязательств, которые рассчитываются как разница между дебетом счета 1 501 03 ххх и кредитом счета 1 502 01 ххх на конец отчетного периода.

Результат исполнения бюджета (строка 450) определяется как разность строк 101 "Доходы бюджета - всего" и 200 "Расходы бюджета - всего" (по каждой графе данной формы). Причем данные, отраженные в строке 450, должны быть равны данным строки 500 "Источники финансирования дефицита бюджета", но с противоположным знаком.

Обратите внимание: по строке 700 "Изменение остатков средств" заполняют только графу 6 "Исполнено через банковские счета".

Относительно внебюджетной деятельности нам хотелось бы заметить, что в соответствии с п. 87 Инструкции N 70н расчеты по внебюджетным средствам, независимо от того, где учреждению открыты счета для их осуществления - в ОФК или в банках, отражаются в бюджетном учете на счете 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах". Следовательно, соответствующие доходы и расходы также должны отражаться в Отчете об исполнении бюджета по графе 6 "Исполнено через банковские счета". При заполнении графы 6 в разделе "Доходы бюджета" кассовые доходы, поступившие от продажи готовой продукции (работ, услуг), отражаются на основании данных по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждения". В свою очередь, графа 6 раздела "Расходы бюджета" заполняется в соответствии с данными счета 18 "Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения". Заметим, что в 20-значном коде расходов по графе 3 вместо кодов разделов и подразделов, целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ указывают нули.

Кроме того, при составлении Отчета об исполнении бюджета по внебюджетной деятельности данные графы 4 раздела "Доходы бюджета" соответствуют показателям сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам. В связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств по внебюджетным средствам до учреждений не доводятся, графы 5 и 11 раздела "Расходы бюджета" ими не заполняются.

 

Интересное