Методы составления учетной политики, если у организации естьдочерние и зависимые

Категория: Учетная политика
 

Согласно ПБУ 20/03, участие в совместной деятельности возможно в трех вариантах: совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. При этом в случае совместного использования активов у участников договора могут возникать не только собственные расходы и обязательства, но и общие расходы и обязательства. Они подлежат распределению между участниками. Механизм такого распределения и должен быть показан в учетной политике.

Документ "Учетная политика холдинга" должен обеспечить консолидацию отчетности. А именно помочь бухгалтеру:

1. проанализировать доли владения головной организации и прочих акционеров в период, в течение которого дочерняя организация является членом холдинга;

2. согласовать остатки по счетам внутри холдинга и исключить внутригрупповые обороты из консолидированного баланса и отчета о прибылях и убытках. Рассчитать величину нереализованной прибыли внутри холдинга и исключить ее из консолидированного отчета о прибылях и убытках;

3. проанализировать полученные и уплаченные внутри холдинга дивиденды;

4. проверить деловую репутацию за отчетный период на обесценение, чтобы включить ее в консолидированный баланс и отчет о прибылях и убытках;

5. рассчитать величину доли меньшинства для включения в консолидированный баланс и отчет о прибылях и убытках;

6. составить консолидированный баланс и отчет о прибылях и убытках. В том числе отразить в них: суммы обесценения деловой репутации и доли меньшинства, корректировки доходов и расходов и сумм нереализованной прибыли, относящейся к операциям внутри холдинга, а также прочие статьи отчетов, стоимость которых суммируется построчно.

Документ "Учетная политика холдинга" может состоять из пяти разделов. Расскажем о каждом из них.

В разделе "Общие положения" следует указать нормативную базу, регулирующую учетную политику, а также условия, при которых финансовая отчетность дочерних обществ объединяется в консолидированную.

В разделе "Общий порядок составления и представления финансовой отчетности" необходимо отразить порядок оформления и сроки представления отчетности дочерних обществ головной организации.

Раздел "Правила объединения показателей финансовой отчетности головной организации и дочерних обществ в консолидированную финансовую отчетность" самый сложный. Он должен включать:

1. общие требования для показателей консолидированной отчетности;

2. правила объединения показателей бухгалтерского баланса головной организации и дочерних обществ в бухгалтерский баланс, методики корректировок запасов, прибыли, деловой репутации, доли меньшинства;

3. правила объединения показателей головной организации и дочерних обществ в отчет о прибылях и убытках, основные правила заполнения строк отчета, а также информацию об отражении обесценения деловой репутации и доли меньшинства;

4. правила объединения показателей в других отчетах.

В разделе "Пояснения к бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках" нужно раскрыть информацию, которая дает необходимые представления о деятельности холдинга в целом.

В разделе "Учет изменений в холдинге в течение отчетного периода" следует рассмотреть порядок отражения в отчетности изменений, связанных с покупкой или продажей акций (долей) в дочернем обществе и т.д.

Рассмотрим на примере порядок составления документа "Учетная политика холдинга".

Приведем состав организационной структуры "Холдинга"

1) Управляющая компания (президент) Вице-президент по экономике и финансам

2) Департамент планирования, бюджетирования, контроля и анализа (ЦЗ)

а) Отдел перспективного и годового плмнирования (ЦЗ)

б) Отдел стратегического и годового анализа (ЦЗ)

в) Отдел текущего контроля (ЦЗ)

г) Отдел методологии стимулирования работников центров за достижение ключевых показателей (ЦЗ)

д) Отдел труда и заработной платы (ЦЗ)

3) Департамент организации и методологии бухгалтерского учета (ЦЗ)

а) Отдел по методологии и стандартизации бухгалтерского учета (ЦЗ)

в) Расчетный отдел (ЦЗ)

г) Финансовый отдел (ЦЗ)

4) Информационно-вычислительный центр

5) Дочерние организации (исполнительный директор)

а) Центры затрат (планово-финансовый отдел, бухгалтерия, обслуживающие производства и др.)

б) Центры прибыли (дирекция, отдел маркетинга, материально-технического обеспечения и др.)

 

Утверждено приказом

от 29 декабря 2005 года N 150

 

Интересное