Расходы на оплату труда

Категория: Налогообложение
 

В статье 255 Налогового кодекса РФ дается широкий перечень расходов предприятий по элементу "Расходы на оплату труда". Расходы на оплату труда можно сгруппировать следующим образом:

а) Начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам;

б) Стимулирующие начисления и надбавки;

в) Премии и единовременные поощрительные начисления;

г) Компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;

д) Расходы, связанные с содержанием работников.

Все перечисленные виды расходов на оплату труда предусматриваются нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Все расходы организации, так или иначе связанных с оплатой труда, можно подразделить на три группы:

1) конкретные виды затрат, указанные в ст. 255 Налогового кодекса РФ (подп. 1-24 ст. 255 Налогового кодекса РФ);

2) дополнительные виды затрат (подп. 25 Налогового кодекса РФ);

3) затраты, не относящиеся для целей налогообложения к расходам на оплату труда, в том числе:

а) учитываемые для целей налогообложения в составе иного вида расходов;

б) не учитываемые для целей налогообложения.

Отметим, что в составе расходов учитываются начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах. Единый социальный налог при этом в составе расходов на оплату труда не учитывается, а относится к прочим расходам.

Рассмотрим вышеуказанные группы подробнее.

1. Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда.

Необходимо отметить, что каждое предприятие, при отнесении данных затрат к расходной части, должно исходить из своих внутренних положений и систем выплаты заработной платы (вознаграждений), определяющих порядок определении размера оплаты труда своим работникам. Соответствующие положения должны быть закреплены или в локальных актах организации (положение, порядок и т.п.), или в штатном расписании, или в соответствующих трудовых договорах (контрактах).

Так, согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

- работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

- работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

- работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Таким образом, трудовое законодательство не устанавливает правила, согласно которому формы и системы оплаты труда могут быть закреплены только в трудовых или коллективных договорах.

В подп. 1 ст. 255 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда. При этом специального правила, согласно которому для целей налогообложения формы и системы оплаты труда должны быть предусмотрены только в трудовом или коллективном договоре не предусмотрено. Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Следовательно, для целей налогообложения применяются те формы и системы оплату труда, которые предусмотрены в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 131 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях). При этом в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.

Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

2. Начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Премии, которые включаются в расходы, должны быть начислены за производственные результаты, в том числе премии по итогам работы за год, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д. Общим критерием для указанных видов начислений является их связь с достижением работником высоких производственных результатов. Все остальные премии, выплачиваемые предприятием, в состав расходов не включаются, в частности премии ко дню рождения, к юбилейным датам, особые премии для некурящих работников и т.д.

Данная группа выплат для целей налогообложения должна рассматриваться в аналогичном порядке, установленном для начислений по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, рассмотренным выше. То есть, по нашему мнению, начисления стимулирующего характера, связанные с производственными результатами, должны осуществляться в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда. Согласно абз. 2 ст. 129 Трудового кодекса РФ выплаты стимулирующего характера являются составной частью заработной платы. В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ:

"Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором".

Никаких ограничений в том, что для целей налогообложения выплаты стимулирующего характера, связанные с производственными результатами, должны быть обязательно предусмотрены в трудовом договоре, подп. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ не содержит.

Во избежание претензий со стороны органов налоговой службы и для правомерного отнесения на расходы выплачиваемых работникам премий предприятию необходимо не только принять соответствующие положения о премировании, но и пролонгировать все действующие на предприятии Положения на каждый отчетный год при утверждении приказа об учетной политики в целях налогообложения.

3. Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Затраты по данному основанию многоэлементны и разнообразны. Основным критерием отнесения является то, что они должны производиться в соответствии с законодательством. Рассмотрим некоторые виды подобных затрат.

Как уже было отмечено ранее, выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ являются составной частью заработной платы, а потому устанавливаются формами и системами оплаты труда. Вместе с тем, в отличие от выплат стимулирующего характера, связанных с производственными результатами, выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в специально оговоренных случаях обязательно должны быть предусмотрены в соответствующем документе (например, в коллективном или трудовом договоре).

Согласно ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и других), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным либо трудовым договором. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативно-правовыми актами.

Так, например, минимальный размер доплаты за работу в ночное время установлен Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12.02.87 г. N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" - 40% часовой тарифной ставки (оклада).

Поэтому, по нашему мнению, если в коллективном договоре предприятия установлен размер доплаты за работу в ночное время в большем размере, чем в вышеназванном Постановлении, то в расходы можно включать доплату в размере, установленном в коллективном договоре. См. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.99 г. N 4058/98.

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Трудовой кодекс РФ не устанавливает конкретного размера надбавок за работу в многосменном режиме. Данные надбавки могут быть предусмотрены иными нормативными актами. В случае, когда данные надбавки не предусмотрены законодательством, они могут учитываться для целей налогообложения в порядке, установленном подп. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ.

По данному основанию учитываются следующие виды начислений: оплата за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда; оплата межразрядной разницы; надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время; доплата за совмещение профессий (должностей); доплата за расширение зон обслуживания; оплата за сверхурочную работу; оплата за работу в выходные и праздничные дни; иные надбавки и доплаты, связанные с режимом работы, предусмотренные законодательством РФ.

Очень часто предприятия выплачивают компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; величина компенсаций составляет один или несколько законодательно установленных минимумов заработной платы в месяц; всю сумму выплачиваемых компенсаций предприятие учитывает в целях налогообложения. В то же время согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 03.11.94 г. N 1206 величина ежемесячных компенсационных выплат женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, составляет 50 процентов минимального размера оплаты труда.

Таким образом, предприятие может ежемесячно включать в расходы указанные компенсации в размере, не превышающем половину законодательно установленного минимального размера оплаты труда. Включение в расходы компенсаций в большем размере ведет к занижению налогооблагаемой прибыли.

4. Стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам организации в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

По данному основанию учитывается стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ:

- коммунальных услуг;

- питания и продуктов;

- жилья;

- суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг.

Так, например, в соответствии со ст. 222 Трудового кодекса РФ предусмотрена бесплатная выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания.

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов утверждены Постановление Минтруда и социального развития РФ от 31.03.2003 г. N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда"

В соответствии с п. 5 Приложения к указанному выше Постановлению не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. При этом необходимо руководствоваться Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 31.03.2003 г. N 14 "Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.

5. Стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Причем в расходную часть облагаемой прибыли включаются только те затраты по обеспечению работников спецодеждой, которые произведены в соответствии с Постановлением Министерство труда и социального развития РФ от 18 декабря 1998 г. N 51 "Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (в ред. Постановления Минтруда РФ от 29.10.1999 N 39) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 1999 г. N 1700), а также иными ведомственными актами.

То есть необходимость обеспечения спецодеждой и спецобувью должно определяться требованиями соответствующего законодательства. При этом следует иметь в виду, что указанные затраты осуществляются не произвольно, а в соответствии с нормами и сроками носки, установленными законодательством. Поэтому, введение всевозможных "фирменных стилей" и иных "фирменных нарядов" в случаях, когда для таких предприятий в нормативном порядке не предусмотрено обеспечение сотрудников спецодеждой, в расходы организаций не включается. В последнем случае учет для целей налогообложения возможен только в порядке подп. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ.

6. Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Основания для начисления среднего заработка, сохраняемого на время выполнения работниками государственных и (или) общественных обязанностей предусмотрены как Трудовым кодексом РФ, так и иными нормативными правовыми актами. Общими положениями для всех случаев являются нормы ст. 165 и ст. 170 Трудового кодекса РФ. Так, в ст. 165 Трудового кодекса РФ закреплено, что при исполнении государственных или общественных обязанностей работодатель обязан предоставить работнику соответствующие гарантии и компенсации. При этом общий размер таких компенсаций в Трудовом кодексе РФ не установлен.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 Трудового договора РФ).

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 Трудового кодекса РФ).

Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (ст. 405 Трудового кодекса РФ).

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц (ст. 172 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены следующие виды выплат. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в размере не более 1 000 рублей. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в размере не более 1 000 рублей. При этом следует обратить внимание, что выплаты осуществляются исходя из среднего заработка, но не более 1000 рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно п. 4 ст. 107 Арбитражного процессуального кодекса РФ за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 95 Гражданского процессуального кодекса РФ за работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей, также сохраняется средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 Трудового кодекса РФ).

На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 220 Трудового кодекса РФ).

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя (ст. 254 Трудового кодекса РФ).

7. Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.

По данному основанию учитываются следующие расходы:

- расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ;

- расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

- доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время;

- расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка;

- расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.

Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска согласно ст. 2 и ст. 21 Трудового кодекса РФ является основным принципом трудового законодательства и неотъемлемым правом работника. В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Трудовое законодательство предусматривает два вида оплачиваемых отпусков, которые учитываются по данному основанию: основной и дополнительный оплачиваемые отпуска.

Основной ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. В случаях предусмотренных законодательством может предоставляться удлиненный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (ст. 115 Трудового кодекса РФ).

Например, удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется инвалидам. Так, согласно ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска согласно ст. 116 Трудового кодекса РФ предоставляются:

- работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

- работникам, имеющим особый характер работы;

- работникам с ненормированным рабочим днем;

- работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

До 1 января 2005 года указанные расходы определялись в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

С 1 января 2005 года данные расходы учитываются в порядке, предусмотренном действующим законодательством - для организаций, финансируемых из бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций. В последнем случае такой порядок может быть установлен в трудовом или коллективном договоре.

Законодательный порядок оплаты указанных расходов установлен ст. 325 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной статье лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

При этом должны соблюдаться следующие правила оплаты:

- оплата стоимости проезда работника личным транспортом производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем;

- оплата стоимости проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) производится независимо от времени использования отпуска;

- оплата производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда с последующим окончательным расчетом по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов;

- право на оплату, является целевым и не суммируется в случае, если работник своевременно не воспользовался этим правом;

- оплата предоставляются работнику только по основному месту работы.

Доплата работникам в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы предусмотрена ст. 271 Трудового кодекса РФ. При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При этом работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы (до тарифной ставки).

Таким образом, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время осуществляется работодателем по своему усмотрению. Для того чтобы указанные доплаты можно было отнести на расходы, по нашему мнению, их необходимо закрепить в коллективном или трудовом договоре.

Мнение некоторых налоговых органов о том, данные доплаты во всех случаях не могут учитываться для целей налогообложения, по нашему мнению, не соответствуют действующему законодательству РФ. Так, некоторые налоговые органы считают, что поскольку в ст. 271 Трудового кодекса РФ сказано, что доплаты осуществляются работодателем за счет собственных средств, то такие доплаты не должны учитываться для целей налогообложения. Вместе с тем, Трудовой кодекс РФ не относится к законодательству о налогах и сборах, а потому не может устанавливать перечень расходов, учитываемых при налогообложении. Формулировка, используемая в ст. 271 Трудового кодекса РФ, означает то, что указанные доплаты осуществляются не за счет бюджетных ассигнований или за счет иных источников, а за счет средств организаций. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.06.2002 г. N 8982/01 (письмо МНС РФ от 23.07.2002 г. N ШС-6-14/1063).

В соответствии со ст. 258 Трудового кодекса РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей). Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

В соответствии со ст. 185 Трудового кодекса РФ на время проведения медицинского обследования за работниками, обязанными в соответствии с Трудовым кодексом РФ проходить такое обследование, сохраняется средний заработок по месту работы.

Проведение медицинских осмотров (обследований) является обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).

Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие случаи прохождения периодических и внеочередных медицинских осмотров:

- для работников, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (в отношении периодических и внеочередных осмотров - ст. 213 Трудового кодекса РФ);

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. До принятия указанного документа необходимо руководствоваться приказом Минздрава и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".

- для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (в отношении периодических и внеочередных осмотров - ст. 213 Трудового кодекса РФ);

- для любых работников в отношении внеочередных осмотров в соответствии с медицинскими рекомендациями (ст. 219 Трудового кодекса РФ);

- для работников в возрасте до 18 лет (ст. 266 Трудового кодекса РФ).

8. Денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством.

Трудовой кодекс РФ предусматривает два случая выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск. В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается работнику при его увольнении. Вместе с тем, в соответствии со ст. 126 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника денежной компенсацией может быть заменена часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней.

В отношении последнего случая нет единой практики применения. Так, Министерство труда и социального развития в письме от 25 апреля 2002 г. N 966-10 сообщает следующее:

"В соответствии со статьей 126 Трудового кодекса РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

В настоящее время существуют два мнения по поводу применения положений указанной статьи.

С одной точки зрения, возможна выплата денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, т.е. при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые года) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающих основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Другая точка зрения предполагает, что замене денежной компенсацией подлежит только та часть каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней.

Полагаем, что впредь, до формирования практики применения Трудового кодекса РФ, а также судебной практики по данному вопросу, решение этого вопроса возможно по соглашению сторон.

При этом следует иметь в виду, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя".

9. Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ) осуществляются следующие выплаты:

1) По ст. 178 Трудового кодекса РФ увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

2) По ст. 180 Трудового кодекса РФ увольняемому ранее, чем через два месяца после сообщения об увольнении работнику выплачивается дополнительная (помимо выходного пособия) компенсация в размере двухмесячного среднего заработка.

3) По ст. 296 Трудового кодекса РФ увольняемому работнику, занятому на сезонных работах, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

4) По ст. 318 Трудового кодекса РФ лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.

В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

10. Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По данному основанию учитываются единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности). Основания для выплаты указанных вознаграждений предусматриваются законодательством РФ, в том числе законами и иными нормативными правовыми актами, действующими в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ.

Например, данные выплаты предусмотрены Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 03.02.1993 г. N 101 "О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на чернобыльской АЭС".

11. Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях.

До 1 января 2005 года данные надбавки учитывались в расходах в случае, если они были предусмотрены законодательством РФ.

С 1 января 2005 года условие о закреплении в законодательстве было отменено. Следовательно, данные надбавки работодатель может предусмотреть в трудовом или коллективном договоре.

Согласно ст.ст. 315, 316 Трудового кодекса РФ районные коэффициенты применяются только по отношению к заработной плате работников предприятий. Поскольку договоры подряда являются договорами гражданско-правового характера, суммы, выплачиваемые по ним, являются вознаграждением за выполненные работы (оказанные услуги), и их нельзя отнести к заработной плате работников предприятия, поэтому на них районный коэффициент начисляться не должен. Начисление районного коэффициента на выплаты по договорам гражданско-правового характера влечет занижение прибыли.

В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 316 для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Сложность в применении указанных надбавок состоит в том, что они предусмотрены в разрозненных нормативных актах, действующих в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ. Во многих случаях вопрос об их применении является спорным даже с точки зрения трудового права.

В этой связи налоговое ведомство считает, что такие надбавки учитываются для целей налогообложения только в случае указания их в трудовом договоре. Так, например, в разделе 5.2 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 г. N БГ-3-02/729) Министерство по налогам и сборам РФ указало, что такие выплаты учитываются в составе расходов на оплату труда в размерах, предусмотренных трудовым договором. Данное разъяснение не основано на законодательстве, поскольку такого ограничения подп. 11 ст. 255 Налогового кодекса РФ не содержит. Если указанные надбавки выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных действующими нормативными актами, то они должны учитываться для целей налогообложения.

Районные коэффициенты, действующие до настоящего времени устанавливались постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС, а также постановлениями Правительства РФ. В соответствии с п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 исполнительные органы власти субъектов РФ вправе по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров коэффициентов.

В связи с этим возникает вопрос об учете для целей налогообложения районных коэффициентов, установленных законодательным актов субъекта РФ, в части превышения над централизованно установленным размером.

По мнению налогового ведомства и Минфина РФ указанное превышение в расходы на оплату труда не включается ни до действия главы 25 Налогового кодекса РФ, ни после вступления ее в силу (см. например, письма Минфина РФ от 26.02.2002 г. N 04-02-06/1/31, от 01.04.2002 г. N 04-02-06/1/57). По нашему мнению, указанные надбавки должны учитываться в полном объеме, если они были установлены в законном порядке. Например, законно установленный районный коэффициент может быть взыскан работником с работодателя в суде общей юрисдикции при рассмотрении трудового спора. При этом в ходе рассмотрения данного спора данная сумма будет квалифицироваться как часть заработной платы в виде районного коэффициента. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ (поскольку не установлено иное) данная сумма в полном объеме тоже будет квалифицироваться как сумма районного коэффициента, который учитывается в расходах на оплату труда. До применения главы 25 Налогового кодекса РФ данная позиция была поддержана судебными органами.

Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.06.2002 г. N 8982/01 поддержал позицию налогоплательщика, который относил на себестоимость районный коэффициент, установленный постановлением администрации Красноярского края.

Верховный суд РФ в решении от 28.08.2002 г. N ГКПИ-02-715 (в том числе для гл. 25 Налогового кодекса РФ) указал, что постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76, а также принятые во исполнение этого постановления акты субъектов РФ, являются действующими нормативными актами законодательства, всвязи с чем предприятия могут включать в состав расходов выплаты по районным коэффициентам в размере, установленном этими нормативными актами.

12. Надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

До 1 января 2005 года данные надбавки учитывались в расходах в случае, если они были предусмотрены законодательством РФ.

С 1 января 2005 года условие о закреплении в законодательстве было отменено. Следовательно, данные надбавки работодатель может предусмотреть в трудовом или коллективном договоре.

В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом.

Сложность в применении указанных надбавок также состоит в том, что они предусмотрены в разрозненных нормативных актах, действующих в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ.

Например, в письме Государственного комитета РФ по социально-экономическому развитию севера от 23.08.1993 г. N 2028 разъяснено следующее. Процентные надбавки, в отличие от районных коэффициентов, выполняют стимулирующую функцию. Если районный коэффициент выплачивается независимо от стажа работы, то надбавки начисляются в зависимости от непрерывного стажа работы в северных регионах.

Работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к месячной заработной плате без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет.

13. Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что учебные отпуска должны быть представлены работникам предприятия.

Вместе с тем, указанные расходы организация вправе включать в состав расходов на оплату труда вне зависимости от направления работника на обучение организацией или самостоятельного выбора учебного заведения работником.

Предоставление таких отпусков предусмотрено ст.ст. 173-176 Трудового кодекса РФ в следующих случаях.

В соответствии со ст. 177 Трудового кодекса РФ предоставление указанных оплачиваемых отпусков производится при получении образования соответствующего уровня впервые.

Также необходимо учитывать, что работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, такой отпуск предоставляется только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору работника).

14. Расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Оплата труда работников за время вынужденного прогула является защитной мерой прав трудящихся.

В соответствии со ст. 373 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в случаях увольнения его по п. 2 ст. 82 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением численности или штата), по подп. б п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, по п. 5 ст. 81 Трудового кодекса РФ (вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), работодатель обязан испросить мнение профсоюзного органа. При наличии разногласий профсоюзный орган проводит консультации с работодателем, результаты которых оформляются протоколом. В случае несогласия профсоюзного органа с окончательным решением работодателя данное решение может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в случае признания данного решения незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Помимо специального порядка работник во всех случаях может требовать оплаты вынужденного прогула через комиссию по трудовым спорам или суд. Согласно ст. 391 Трудового кодекса РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника об оплате за время вынужденного прогула. Как указано в ст. 394 Трудового кодекса РФ, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Одним из случаев оплаты вынужденного прогула может быть признание формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Оплата труда за время выполнения нижеоплачиваемой работы может являться соответствующей гарантией либо также защитной мерой прав трудящихся.

Согласно ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника.

Также в соответствии со ст. 391 Трудового кодекса РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы. В ст. 394 Трудового кодекса РФ установлено, что орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, (комиссия по трудовым спорам или суд) принимает решение о выплате работнику разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

15. Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 182 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются гарантии в следующих случаях:

- при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода,

- при переводе работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, за ним сохраняется его прежний средний заработок до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

16. Суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

Предварительно отметим, что указанные платежи учитываются в составе налоговых расходов, если они:

а) Осуществляются работодателями;

б) Осуществляются в пользу работников предприятия;

в) Осуществляются по договорам со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ.

1) Обязательное страхование.

Понятие обязательного страхования установлено в ст. 927 и ст. 936 Гражданского кодекса РФ. Под обязательным страхованием понимается страхование, осуществляемое путем заключения договоров в соответствии с правилами гл. 48 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательное пенсионное страхование не является обязательным страхованием, осуществляемым в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Следовательно, указанные два вида страхования не учитываются в составе расходов на оплату труда. Данные виды расходов, по нашему мнению, должны учитываться в составе прочих расходов.

В настоящий момент в предпринимательской сфере обязательное страхование осуществляется только в некоторых случаях, основные из которых приведены ниже.

1. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий (Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в РФ").

2. Организация и граждане, которые эксплуатируют космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и использование космической техники, производят обязательное страхование космонавтов, персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры на случай ущерба жизни и здоровью, а также имущественного ущерба третьим сторонам (Закон РФ от 20 августа 1993 г. "О космической деятельности").

3. Работники железнодорожного транспорта общего пользования и руководители организаций железнодорожного транспорта общего пользования, постоянная работа которых имеет разъездной характер, которые направлены в служебные командировки в отдельные местности, где введено чрезвычайное положение, или которые осуществляют контрольно-инспекционные функции в поездах, а также работники железнодорожного транспорта общего пользования, принимающие участие в испытаниях на железнодорожном транспорте транспортных средств и иных технических средств, работники ведомственной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному страхованию (ст. 31 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации")

4. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

5. Страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным. При этом страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда на момент заключения договора страхования (ст. 132 Воздушного кодекса РФ).

6. Работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, подлежат обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии").

7. Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию (ст. 31 Федерального закона РФ от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").

8. Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти вследствие получения в связи с исполнением ими служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания (ст. 9 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

2) Добровольное страхование.

При добровольном страховании (негосударственном пенсионном обеспечении) к расходам на оплату труда относятся затраты по четырем видам договоров:

1. Договор долгосрочного страхования жизни.

- договор должен быть заключен на срок не менее пяти лет;

- в течение этих пяти лет по нему не должны предусматриваться страховые выплаты любого вида, за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица.

2. Договор пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения).

Учет расходов по данным видам страхования изменился с 1 января 2005 года.

До 1 января 2005 года договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения, учитываемые в расходах, должны были предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на установление государственной пенсии.

При этом на практике возникает случай, когда организация по договору о негосударственном пенсионном обеспечении перечисляет денежные средства за своих работников на солидарный счет негосударственного пенсионного фонда. По мнению Минфина РФ (письмо от 24.05.2002 г. N 04-04-06/101), вносимые работодателем на основании договора с негосударственным пенсионным фондом взносы на пенсионное обеспечение работников, в том числе и на солидарный счет должны относиться на расходы.

С 1 января 2005 года в расходах учитываются суммы платежей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований.

При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

3. Договор добровольного личного страхования работников.

- договор должен быть заключен на срок не менее одного года.

- договор должен предусматривать оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

На практике распространена ситуация, когда организация заключает договор добровольного личного страхования работников на срок с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года. При этом страхование осуществляется в соответствии со списками застрахованных работников по нескольким страховым программам, определяющим объем оказываемых медицинских услуг. Указанные списки составляются на момент заключения договора и могут изменяться по согласованию сторон в течение срока действия договора только в следующих случаях:

- при увольнении работника (уволенный работник теряет право на оплату предусмотренных договором услуг);

- при поступлении на работу нового работника (поступивший работник приобретает право на оплату предусмотренных договором медицинских услуг).

Договором не предусмотрено право работников на возвратность части страховых взносов в каких-либо случаях.

По мнению Минфина РФ (письмо от 21 января 2002 г. N 04-02-06/1/14), если договором страхования предусмотрено внесение изменений в список застрахованных в случае изменения состава работников организации (увольнения или поступления на работу работников), то суммы страховых взносов по данному договору в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда, могут быть включены в состав расходов на оплату труда.

4. Договор добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В случае изменения существенных условий договора и (или) сокращения срока действия договора долгосрочного страхования жизни, договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения) или их расторжения взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров или их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда.

При расчете предельных размеров расходов на добровольное страхование (как 12%, так и 3%) в расходы на оплату труда не включаются затраты по страхованию работников.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем десяти тысяч рублей в год на одного застрахованного работника.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 204-ФЗ в отношении вышеуказанных взносов по договорам добровольного личного страхования помимо 10.000 рублей установлено второе ограничение.

Так, совокупная сумма этих взносов и платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособностии (подп. 48.2 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ), включается в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда.

Например, организация, уплачивающая ежемесячные авансовые платежи исходя из предшествующего квартального платежа, заключила 8 января 2005 года договор добровольного медицинского страхования своих сотрудников на 1 год (по условиям договора год равен 365 дням). Страховая премия уплачена организацией единовременно 11 января 2005 года в размере 12 тыс. руб. Договор страхования вступает в силу с момента поступления денежных средств страховщику. При этом организация применяет для целей определения налогооблагаемой прибыли метод начисления.

Поскольку действие договора страхования приходится на несколько налоговых периодов и по условию договора страхования страховой платеж уплачен единовременно, то расходы по страхованию признаются равномерно в течение срока действия договора, согласно п. 6 ст. 272 Налогового кодекса РФ.

При этом сумма затрат по страхованию не превышает установленного норматива.

Ежемесячно расходы по страхованию составляют:

12 тыс. руб. : 12 = 1 тыс. руб.

Поскольку договор страхования жизни начинается не с начала месяца, то затраты, приходящиеся на январь 2005 года - 21 день, будут рассчитываться следующим образом:

1000 : 31 x 21 = 677 руб.

Аналогичная ситуация возникает и в январе 2006 года.

Затраты, приходящиеся на январь 2006 года - 10 дней, будут составлять: 1000 : 31 x 10 = 323 руб.

В I квартале затраты по страхованию составят - 2677 руб.;

За полугодие - 5677 руб.;

За 9 месяцев - 8677 руб.;

За год - 11677 руб.

За первый квартал следующего года - 323 руб.

17. Суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям.

При рассмотрении расходов, которые учитываются по данному основанию, необходимо отметить, что формулировка, указанная в подп. 17 ст. 255 Налогового кодекса РФ является крайне неудачной, поскольку она не соотносится с положениями Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 297 Трудового кодекса РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Порядок и условия осуществления вахтовых работ регулируются гл. 47 Трудового кодекса РФ, а также Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными со

Интересное