Доходы, освобождаемые от налогообложения

Категория: Налогообложение
 

Статья 217 Налогового кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является единым и подлежит применению на всей территории РФ как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Указанные в данной статье доходы не являются льготами, а рассматриваются в качестве средств, которые не формируют налоговую базу. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает. В связи с этим данные доходы не учитываются и при определении налоговой базы.

Вопрос о заполнении налоговыми агентами налоговой отчетности по указанным доходам решается в следующем порядке.

Если налогоплательщик получает доходы, которые полностью освобождаются от налогообложения (например, государственные пенсии), то эти доходы при заполнении карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ) и справки о доходах (форма N 2-НДФЛ) не учитываются.

Если налогоплательщик получает доходы, которые частично освобождаются от налогообложения (например, возмещение расходов на командировки в пределах норм), то эти доходы при заполнении карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ) и справки о доходах (форма N 2-НДФЛ) учитываются в размере, превышающем освобождаемую от налогообложения сумму дохода.

В случае получения налогоплательщиком доходов, установленных п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ (например, материальная помощь, за исключением материальной помощи, выплачиваемой в порядке, предусмотренном п. 8 указанной статьи), при заполнении карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ) и справки о доходах (форма N 2-НДФЛ) учитывается вся сумма таких доходов и одновременно предоставляется вычет в сумме, не превышающей 2000 руб. по каждому из оснований за весь налоговый период.

Данная особенность связана с тем, что указанные доходы освобождаются от налогообложения только в пределах 2000 руб. Поэтому для того, чтобы налоговые органы смогли учитывать данное положение, налоговые агенты при заполнении налоговой отчетности указывают всю сумму таких доходов, даже если они составляют сумму меньше 2000 руб.

Например, физическое лицо получило от организации-А материальную помощь в сумме 1500 руб., от организации-Б материальную помощь 1600 руб. Поскольку согласно п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ материальная помощь в сумме, не превышающей 2000 руб. в течение налогового периода, освобождается от налогообложения, то каждая из организаций налог на доходы не исчисляла и не удерживала. Однако в целом за год данное физическое лицо получило материальную помощь в сумме 3100 руб. Сумма превышения 1100 руб. (3100 - 2000) подлежит налогообложению на основании налогового уведомления, выписываемого налоговым органом.

В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц.

1. Государственные пособия, иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Не подлежат освобождению от налогообложения пособие по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком.

При применении указанного положения необходимо учитывать, что отдельные виды выплат также не подлежат налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

С принятием нового Трудового кодекса РФ возникает вопрос о налогообложении процентов, выплачиваемых работникам в связи с задержкой выплаты заработной платы. По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 06.03.2002 г. N 04-04-06/48, выплаченные физическим лицам в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ проценты на основании п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц как иные наряду с государственными пособиями выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством.

Однако с данной позицией трудно согласиться, поскольку указанная статья Трудового кодекса РФ устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, а не обязанность по осуществлению каких-либо выплат или компенсаций.

Вместе с тем, отдельные налоговые инспекции придерживаются позиции Минфина РФ. Однако, при этом они считают, что проценты, выплачиваемые за задержку выдачи заработной платы, не облагаются налогом согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Например, в письме УМНС РФ по г. Москве от 13.01.2003 г. N 27-08а/02460 "О налогообложении доходов физических лиц" разъяснено следующее.

Статьей 236 Трудового кодекса РФ установлена выплата процентов за нарушение срока оплаты труда. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.

Следовательно, на компенсацию, установленную ст. 236 Трудового кодекса РФ, конкретный размер которой определяется коллективным договором, п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ распространяется только в том случае, если размер выплачиваемой работнику денежной компенсации указан в коллективном договоре.

2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом РФ от 20 ноября 1990 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данными законами предусматриваются следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия; по случаю потери кормильца.

3. Все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

При этом необходимо отметить, что в отношении возмещения расходов, данный перечень не является исчерпывающим.

К компенсационным выплатам, непосредственно указанным в ст. 217 Налогового кодекса РФ, относятся выплаты, связанные с наступлением следующих обстоятельств:

а) Возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

В ст. 1084 Гражданского кодекса РФ установлено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, подлежит возмещению. Статья 220 Трудового кодекса РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного работникам повреждением их здоровья. При этом необходимо отметить, что возмещаться может не только утраченный потерпевшим заработок, затраты на лечение, но и моральный вред.

Минфин РФ в письме от 24.01.2005 N 03-05-02-04/8 разъяснил, что к таким компенсационным выплатам следует относить суммы оплаты ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью семь календарных дней, предусмотренного п. 4 ст. 19 Федерального закона от 15.05.1991 N 1224-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" и не облагать их НДФЛ. Выплаты же дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы на загрязненной территории и степени ее радиоактивного загрязнения, предусмотренного п. 5 ст. 18 Федерального закона N 1244-1, является не компенсацией, а одной из форм оплаты труда, поэтому подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

б) Бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

Основания для бесплатного предоставления жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрены как законодательством РФ, так и законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. Так, например, в ст. 8 Закона Свердловской области от 4 мая 1995 г. "О предоставлении жилища в Свердловской области" установлен перечень лиц, которые имеют право на бесплатное предоставление им жилых помещений.

в) Оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.

Выдача натурального довольствия в основном предусматривается для военнослужащих и лиц, приравненных к ним, а также для работников, занятых на сложных видах работ.

В отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц необходимо точно определить для каких именно лиц предусмотрена выдача натурального довольствия.

Данные компенсационные выплаты, в частности, установлены:

- Федеральным законом от 21 июля 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

- Федеральным законом от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

- Федеральным законом от 3 декабря 1994 N 55-ФЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции";

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Следовательно, если работникам организаций в связи с вредными условиями труда действующим трудовым законодательством предусмотрено обязательное обеспечение специальным питанием, спецодеждой, то стоимость их не подлежит обложению подоходным налогом (письмо Минфина РФ от 21 августа 1996 г. N 04-04-06).

В случае, когда на предприятии в соответствии с законодательством лицам, работающим на предприятиях с вредными условиями, вместо положенного молока или иного довольствия выплачивается компенсация, то стоимость его также не подлежит обложению налогом (письмо Минфина РФ от 24 октября 1995 г. N 04-04-06).

Что касается налогообложения стоимости бесплатного питания, предоставляемого членам экипажа судов, находящихся в плавании, Минфин РФ в письме от 20.04.2005 N 03-05-01-04/104 разъяснил, что бесплатное питание, предоставляемое членам экипажей судов, по сути, является полагающимся им натуральным довольствием (продовольственным обеспечением). Поэтому стоимость такого питания не подлежит налогообложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 861 "О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов".

г) Оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.

д) Увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

В соответствии с этим положением от налогообложения освобождаются все компенсационные выплаты, связанные с увольнением, предусмотренные трудовым законодательством, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Данные выплаты предусмотрены следующими нормативными актами:

- статьями 178 (выходные пособия), (181 (гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации) Трудового кодекса РФ;

- Федеральным законом от 21 июля 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

- Федеральным законом от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";

- Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

е) Гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Выплата пособий в связи с гибелью лиц, состоящих на государственной службе (в том числе военнослужащих), предусмотрена разными нормативными актами, в частности: ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", ст. 29 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции", ст. 17 Закона РФ от 21 марта 1991 г "О налоговых органах РФ" и др.

ж) Возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.

Данное положение применяется в случае, если обучение касается подготовки кадров организации, осуществляется не по личной инициативе работников, а по решению организации, направляющей работников для повышения квалификации, обучению смежным и вторым профессиям в связи с производственной необходимостью (письмо Минфина РФ от 13 марта 2000 г. N 04-04-06).

В письме МНС РФ от 28.05.2002 г. N 04-1-06/561-У452 по данному вопросу разъяснено следующее.

Согласно ст. 21 Закона РФ "Об образовании" профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося, т.е. такое обучение не должно быть связано с получением нового высшего или среднего образования.

Следовательно, направление предприятием работника в учебное заведение для получения новой специальности в связи с производственной необходимостью, на условиях и в порядке, который определяется коллективным договорам (ст. 196 Трудового кодекса РФ), может быть отнесено к компенсационным расходам в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ, если такое обучение не связано с повышением образовательного уровня.

Особым случаем возмещения таких расходов являются выплаты, производимые педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, предусмотренные Законом РФ от 10 июля 1992 N 3266-1 "Об образовании".

з) Исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

К затратам на командировки относятся: суточные в пределах установленных норм; фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно; сборы за услуги аэропортов; комиссионные сборы; расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок; на провоз багажа; расходы по найму жилого помещения; оплате услуг связи; получению и регистрации служебного заграничного паспорта; получению виз; расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах установленных норм.

Данное положение применяется не только по отношению к работникам организации, но и к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

 
-----------------------------------T----------------------------T----------------------------------¬
¦       Наименование выплат        ¦      Необлагаемые суммы    ¦           Примечание             ¦
+----------------------------------+----------------------------+----------------------------------+
¦Суточные                          ¦в   пределах   установленных¦Законодательство о налогах не  ус-¦
¦                                  ¦норм                        ¦танавливает   размера    указанных¦
¦                                  ¦                            ¦норм. Размер  суточных  по  общему¦
¦                                  ¦                            ¦правилу устанавливается в порядке,¦
¦                                  ¦                            ¦предусмотренном  ст. 168 Трудового¦
¦                                  ¦                            ¦кодекса  РФ. Для организаций,  фи-¦
¦                                  ¦                            ¦нансируемых из федерального бюдже-¦
¦                                  ¦                            ¦та, нормы установлены  Постановле-¦
¦                                  ¦                            ¦нием    Правительства    РФ     от¦
¦                                  ¦                            ¦02.10.2002 г. N 729.              ¦
+----------------------------------+----------------------------+----------------------------------+
¦Целевые расходы на проезд до места¦фактически  произведенные  и¦                                  ¦
¦назначения  и  обратно;  сборы  за¦документально подтвержденные¦                                  ¦
¦услуги  аэропортов;   комиссионные¦расходы                     ¦                                  ¦
¦сборы; расходы  на проезд в  аэро-¦                            ¦                                  ¦
¦порт или  на вокзал в  местах отп-¦                            ¦                                  ¦
¦равления, назначения  или  переса-¦                            ¦                                  ¦
¦док; на провоз багажа; расходы  по¦                            ¦                                  ¦
¦найму жилого помещения; оплате ус-¦                            ¦                                  ¦
¦луг связи; получению и регистрации¦                            ¦                                  ¦
¦служебного заграничного  паспорта;¦                            ¦                                  ¦
¦получению виз;  расходы, связанные¦                            ¦                                  ¦
¦с обменом наличной валюты или чека¦                            ¦                                  ¦
¦в  банке  на наличную  иностранную¦                            ¦                                  ¦
¦валюту.                           ¦                            ¦                                  ¦
+----------------------------------+----------------------------+----------------------------------+
¦Расходы по найму жилого помещения,¦в   пределах   установленных¦Для организаций, финансируемых  из¦
¦не подтвержденные документально.  ¦норм                        ¦федерального бюджета, нормы  уста-¦
¦                                  ¦                            ¦новлены Постановлением Правительс-¦
¦                                  ¦                            ¦тва РФ от 02.10.2002 г. N 729. Для¦
¦                                  ¦                            ¦других организаций  нормы не уста-¦
¦                                  ¦                            ¦новлены.                          ¦
L----------------------------------+----------------------------+-----------------------------------
 

Определение служебной командировки предусмотрено ст. 166 Трудового кодекса РФ. В соответствии с данной статьей служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Порядок и условия командирования работников определены Инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР".

Решением Верховного суда РФ от 04.03.2005 г. N ГКПИ05-147 признан соответствующим законодательству п. 15 данной инструкции, согласно которому при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются.

Решением ВАС РФ от 26.01.2005 г. N 16141/04 поддержана позиция организаций, которые считают, что порядок и размер выплаты суточных определяется не Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 93, а ст. 168 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Таким образом, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером.

Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, нормы установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. N 729. При этом необходимо отметить, что данные организации могут устанавливать повышенные размеры компенсаций за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность предусмотрено ст. 169 Трудового кодекса РФ. В соответствии с данной статьей при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:

- расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

- расходы по обустройству на новом месте жительства.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15.07.81 N 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность".

Согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Расходы работодателей, возмещаемые работникам, при использовании ими личного транспорта в служебных целях, установленные, в частности:

- Федеральным законом от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";

- Федеральным законом от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" установлены следующие нормы компенсации:

- по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно - 1200 рублей в месяц;

- по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см. - 1500 рублей в месяц;

- по мотоциклам - 600 рублей в месяц.

На практике часто возникал вопрос: являются ли компенсациями, предусмотренными п. 3 ст. 217 НК РФ, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, или такие доплаты подлежат обложению НДФЛ в общем порядке? Минфин РФ в письме от 25.10.2005 N 03-05-01-04/334 в связи с этим разъяснил следующее: "Понятие компенсации, а также случаи их предоставления устанавливаются законодательством, и в частности Трудовым кодексом Российской Федерации. Статья 146 Трудового кодекса устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты РФ не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Из вышеизложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового кодекса, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147 Трудового кодекса.

Соответственно, к таким доплатам не могут применяться п. 3 ст. 217 НК РФ и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке".

Что касается налогообложения НДФЛ надбавок за вахтовый метод работы работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, которые согласно ст. 302 Трудового кодекса РФ с 01.01.2005 г. выплачиваются в размере и порядке, устанавливаемых работодателем, Минфин в письме от 14.06.2005 N 03-05-01-04/188 указал, что указанные надбавки, выплачиваемые в размере и порядке, установленных работодателем, НДФЛ не облагаются.

4. Вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь.

5. Алименты, получаемые налогоплательщиками.

Семейный кодекс РФ в разделе V устанавливает алиментные обязательства членов семьи. Согласно данному разделу алименты могут уплачиваться на содержание детей, родителей, супругов и иных членов семьи. При этом необходимо отметить, что самостоятельным основанием для получения алиментов является соглашение об уплате алиментов. Согласно ст. 100 Семейного кодекса РФ соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При этом нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.

6. Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень указанных организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 05.03.2001 г. N 165.

7. Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень данных премий утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 г. N 89 "Об утверждении перечня международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению".

8. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

а) В связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью.

Данная материальная помощь освобождается от налогообложения, если она предоставляется:

- на основании решений органов законодательной, исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления;

- иностранными государствами;

- специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами;

- специальными фондами, созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является РФ;

- правительственными и неправительственными межгосударственными организациями.

б) Работодателями в связи со смертью:

- своего работника (в этом случае материальная помощь оказывается членам его семьи);

- члена семьи своего работника (в этом случае материальная помощь оказывается работнику).

в) В виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности в РФ.

Порядок отнесения выплат к гуманитарной помощи (содействию) регулируется Федеральным законом от 4 мая 1999 г. "О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ".

Так, согласно ст. 1 указанного закона гуманитарная помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия). При этом необходимо отметить, что на средства (товары), которые относятся к гуманитарной помощи, оформляется соответствующее удостоверение (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2002 г. N 926 "Об общероссийском общественном благотворительном фонде поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов РФ "Национальный военный фонд" указанный Фонд отнесен к благотворительным организациям (фондам, объединениям), осуществляющим единовременную материальную помощь физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), суммы которой не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ.

г) Малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

д) Лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, независимо от источника выплаты.

9. Суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемой работодателями.

Данное положение применяется при наличии следующих условий:

- санаторно-курортные и оздоровительные учреждения должны находиться на территории РФ (компенсация стоимости туристических путевок не освобождается от налогообложения);

- данные суммы выплачиваются работникам и (или) членам их семей, а так же инвалидам, не работающим в данной организации;

Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители, усыновленные).

- данная компенсация осуществляется:

а) за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;

б) за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Согласно указанному положению отдельно освобождаются от налогообложения суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в расположенные на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет тех же источников.

На практике очень часто возникает вопрос, можно ли освобождать от налогообложения НДФЛ на основании п. 9 ст. 217 НК РФ суммы компенсаций стоимости путевок в пансионаты и дома отдыха, выплачиваемые работодателями своим работникам и членам их семей. В связи с этим Минфин РФ в письме от 21.10.2005 N 03-05-01-04/327 разъяснил, что пансионаты и дома отдыха могут быть отнесены к оздоровительным учреждениям, поэтому суммы полной или частичной компенсации работодателями стоимости путевок в пансионаты и дома отдыха не подлежат налогообложению НДФЛ на основании п. 9 ст. 217 НК РФ.

10. Суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание.

Данное положение применяется при выполнении следующих условий:

- оплата осуществляется работодателями или общественными организациями инвалидов (в отношении последних данное положение применяется с 1 января 2005 года);

- оплата работодателями осуществляется за счет сумм, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций;

- суммы выплачиваются за лечение и медицинское обслуживание:

работодателями в отношении работников организации, их супругов, их родителей и их детей;

общественными организациями инвалидов в отношении инвалидов;

- медицинские учреждения должны иметь соответствующие лицензии;

- должны предоставляться документы, подтверждающие фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;

- оплата осуществляется:

а) путем безналичной оплаты медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание;

б) путем выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям);

в) путем зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков.

11. Стипендии.

От налогообложения освобождаются три вида стипендий:

а) обычные стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями;

б) учреждаемые стипендии (Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти РФ, органами субъектов РФ, благотворительными фондами);

в) стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

12. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, - в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда работников.

13. Доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Данные доходы освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, выданного органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества.

14. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.

Данное положение применяется членом крестьянского (фермерского) хозяйства один раз. Освобождение распространяется на пять лет, начиная с года регистрации указанного хозяйства, включая и период, в течение которого члены крестьянского (фермерского) хозяйства пользовались льготой по подоходному налогу в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц".

Повторного предоставления указанного освобождения налогоплательщикам не допускается. Следовательно, при создании нового крестьянского (фермерского) хозяйства освобождение повторно не предоставляется.

15. Доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, имеющим разрешение (лицензию) на промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения.

Данное положение не распространяется на доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от перепродажи указанной продукции.

16. Доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, зарегистрированных в установленном порядке, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

Данное положение не распространяется на оплаты труда наемных работников.

17. Доходы охотников-любителей, от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных.

Освобождение осуществляется, если:

- добыча таких животных осуществляется по лицензиям, выданным в порядке, установленном действующим законодательством;

- сдача перечисленных трофеев осуществляется обществам охотников, организациям потребительской кооперации или государственным унитарным предприятиям.

18. Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования.

Данное освобождение не распространяется на вознаграждение, выплачиваемое наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

18.1 Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Освобождение осуществляется, если:

- даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями с усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать), братьями и сестрами).

19. Доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций:

а) в результате переоценки основных фондов (средств):

- в виде дополнительно полученных ими акций (долей, паев), распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций;

- в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.

б) в виде дополнительно и (или) взамен полученных акций (долей, паев) при реорганизации, предусматривающей распределение акций (долей, паев) создаваемых организаций среди акционеров (участников, пайщиков) реорганизуемых организаций и (или) конвертацию (обмен) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в акции (доли, паи) создаваемой организации либо организации, к которой осуществляется присоединение.

Несмотря на то, что данные правила изложены в редакции Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 212-ФЗ, по нашему мнению, они должны применяться и в прежние периоды на основании ст. 41 Налогового кодекса РФ. Если у налогоплательщика не возникает дохода (экономической выгоды), то он не должен уплачивать налог, несмотря на отсутствие соответствующего освобождения в ст. 217 Налогового кодекса РФ.

20. Призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами - инвалидами, за призовые места на следующих спортивных соревнованиях:

- Олимпийских играх, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов;

- чемпионатах, первенствах и кубках РФ от официальных организаторов.

21. Суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям.

Данное положение применяется только в отношении детей-сирот. При этом освобождение предоставляется вне зависимости от наличия какой-либо связи между стороной, выплачивающей суммы, и данным лицом.

22. Суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов.

Что касается вопроса о налогообложении НДФЛ субсидий, выплачиваемых Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество слепых" студентам-инвалидам по зрению на секретарей-чтецов, Минфин РФ в письме от 31.03.2005 N 03-05-01-04/76 разъяснил, что услуги секретарей-чтецов, обеспечивающие студентам-инвалидам по зрению беспрепятственный доступ к информации, необходимой для профессиональной ориентации, обучения и образования, могут быть отнесены к системе реабилитации инвалидов. Поэтому суммы субсидий на такие услуги, выплачиваемые областной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых" в соответствии с п. 22 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ.

23. Вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов.

В соответствии со ст. 233. Гражданского кодекса РФ клад - это зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право.

В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

24. Доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложенияи система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Уплата единого налога на вмененный налог предусмотрена главой 26.3 НК РФ. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). Предприниматели, уплачивающие указанный налог, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого на таможне (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Применение упрощенной системы налогообложения предусмотрено главой 26.2 НК РФ. Предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого на таможне) (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).

Уплата единого сельхозналога предусмотрена главой 26.1 НК РФ. Предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого на таможне), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).

25. Суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, РФ и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.

26. Доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций.

27. Доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ.

Условия применения данного положения были изменены Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса РФ". Указанные изменения вступили в силу с 27 июня 2003 года.

Следовательно, до 27 июня 2003 года применялись следующие правила.

Доходы в виде процентов по вкладам в банках не облагаются налогом на доходы, если:

- проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев) выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

- проценты по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

- установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте.

Согласно ст. 224 Налогового кодекса РФ доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 35 процентов.

С 27 июня 2003 года применяются иные положения.

Доходы в виде процентов по вкладам в банках не облагаются налогом на доходы, если:

- проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

- установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте.

В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте облагаются налогом по ставке 35 процентов.

28. Доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

- подарки от организаций или индивидуальных предпринимателей;

- стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

- возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;

Данное освобождение предоставляется налоговыми агентами при предоставлении им документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов.

- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг);

По вопросу налогообложения НДФЛ стоимости сувенирной продукции, раздаваемой в рекламных целях, Минфин РФ в письме от 05.10.2005 N 03-05-01-04/283 отметил, что "такая сувенирная продукция, как футболки, кепки, ручки, портфели с нанесенной на них информацией об организации, логотипом организации, находящаяся на столах в свободном доступе для физических лиц во время проведения рекламных акций, выставочных мероприятий, встреч с представителями других организаций, совещаний, конференций и т.п., относится к подаркам, полученным налогоплательщиком от общества. Поэтому в части, превышающей 2000 рублей (с 01.01.2006 г. - 4000 руб.), такие доходы подлежат обложению НДФЛ по ставке 13%. Полиграфическая продукция (буклеты, листовки, брошюры, каталоги продукции и т.п.), содержащая информацию о компании, ее товарах, идеях, начинаниях, не несет сама по себе для физических лиц никакой экономической выгоды, поэтому не может быть признана их доходом"

- суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов Освобождение, предусмотренное настоящим пунктом, предоставляется отдельно по каждому основанию в течение календарного года.

29. Доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов.

30. Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

Следует иметь в виду, что положения пункта 30 статьи 217 НК РФ в ныне действующей редакции (т.е. в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ, т.е. после 01.01.2006 г., и не распространяются на правоотношения, возникающие в связи с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. Эти правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, т.е. до 1 января 2006 года.

До 01.01.2006 г. п. 30 ст. 217 НК РФ был изложен в следующей редакции: "Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний".

31. Выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;

Единственным исключением в отношении выплат, производимых профсоюзными комитетами членам профсоюзов, являются выплаты вознаграждений и иные выплаты за выполнение трудовых обязанностей. Так, если выплата (например, премии) носит характер поощрения за труд, сумма этой премии подлежит налогообложению. При выплате (в денежной форме) членам профсоюза за счет членских взносов подарков к юбилейным датам такие суммы не подлежат налогообложению.

В случае проведения профсоюзными комитетами дней здоровья, вечеров и других массовых мероприятий (с организацией питания для участников этих мероприятий, в том числе не членов профсоюза), когда невозможно определить стоимость полученных каждым участником материальных благ, налог на доходы физических лиц не удерживается из-за отсутствия сведений о размере доходов.

Спорным является вопрос о налогообложении материальной выгоды при выдаче займов членам профсоюза за счет членских взносов. Например, в профкоме для членов профсоюза организована касса взаимопомощи, денежные средства которой состоят из членских профсоюзных взносов. Членам кассы взаимопомощи выдается на возвратной основе беспроцентная ссуда. В этой ситуации, по мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 03.07.2001 г. N 04-04-06/365, с полученной физическим лицом материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении беспроцентной ссуды должен быть уплачен налог на доходы физических лиц.

Вместе с тем, по нашему мнению, обязанность по уплате налога не должна возникать. Во-первых, ссуды выдаются за счет членских взносов, что не приводит к налогообложению даже при выдаче материальной помощи. Во-вторых, в ст. 212 Налогового кодекса РФ налогооблагаемая материальная выгода возникает только в случае выдачи заемных средств организациями или индивидуальными предпринимателями. В рассматриваемой ситуации средства выдаются за счет денег, собранных с физических лиц.

32. Выигрыши по облигациям государственных займов РФ и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.

33. Помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и тетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период.

 

Интересное