Суммы, не подлежащие налогообложению в полном объеме

Категория: Налогообложение
 

В полном объеме не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению следующие выплаты:

1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

К подобным государственным пособиям относятся:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по уходу за больным ребенком;

- пособие по беременности и родам;

- пособия беженцам и переселенцам;

- пособие на погребение;

- пособие умершим в антитеррористических операциях;

- семьям, переселяющимся в сельскую местность;

- пособие супругам военнослужащих и т.д.

Основным изменением 2005 года по вопросу выплаты пособий по временной нетрудоспособности является положения ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2005 год".

В соответствии с данной нормой установлено, что в 2005 году пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному в следующем порядке:

- за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;

- с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств ФСС РФ.

При этом необходимо учитывать, что данное положение действует временно до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти.

Указанное изменение означает, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в настоящее время за счет двух источников.

Следовательно, выплаты за первые два дня также являются пособием и не подлежат обложению ЕСН.

Что касается максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, который определен в размере 12 480 рублей, то данные ограничения установлены для выплат за счет средств ФСС РФ. Следовательно, по нашему мнению, указанное ограничение на первые два дня, оплачиваемые за счет средств работодателя, не распространяется.

Не подлежат налогообложению также выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета (санаторно-курортное и оздоровительное лечение, пенсии, социальные пособия, пособия по безработице и т.д.).

Основные пособия, которые подпадают под указанное освобождение, предусмотрены следующими законами:

- Федеральным законом от 19 мая 1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

- Законом РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

- Законом РФ от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (из средств работодателя);

- Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Пособия, выплачиваемые не в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, подлежат налогообложению в полном объеме.

В отношении применения данного правила к компенсационным выплатам матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, установленным Указом Президента РФ от 30.05.1994 г. N 1110, на практике возникли следующие разногласия.

По мнению МНС РФ указанные компенсационные выплаты до 1 февраля 2002 г. подлежали обложению единым социальным налогом. С 1 февраля 2002 г. с момента вступления в силу нового Трудового кодекса РФ - нет.

Так в п. 8 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (утв. Приказом МНС РФ от 05.07.2002 г. N БГ-3-05/344) разъяснялось, что с 1 февраля 2002 года не подлежат налогообложению суммы пособий, выплачиваемых женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на основании ст. 256 Трудового кодекса РФ с учетом положений статей 5 и 423 Трудового кодекса РФ.

Впервые данное прочтение Налогового кодекса РФ было еще изложено в письме УМНС РФ по г. Санкт-Петербургу от 08.05.2002 г. N 06/09/8110.

Однако, по мнению налогоплательщиков, с которым согласны Минфин РФ и Минюст РФ, данные компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, не облагаются единым социальным налогом ни до 1 февраля 2002 г., ни после указанной даты.

Так, в письме Минфина РФ от 27.01.2003 г. N 04-04-04 разъяснено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом обложения единым социальным налогом в 2001 г. являлись выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.

Статья 238 Налогового кодекса РФ делает из этого объекта исключение в виде установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением иных расходов.

К понятию "законодательство Российской Федерации" относятся Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, и, соответственно, к выплатам, установленным данными нормативными актами, применяются положения подп. 1 и 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса. РФ Данная позиция согласована с Министерством юстиции РФ и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Таким образом, компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, установленная Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110, не должна была в 2001 г. облагаться единым социальным налогом.

С 1 февраля 2002 г. также не подлежат обложению ЕСН суммы пособий, выплачиваемых женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на основании ст. 256 Трудового кодекса РФ с учетом положений ст.ст. 5 и 423 Трудового кодекса РФ.

2. Все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Установленный перечень выплат не является исчерпывающим, поскольку в нем указано "возмещение иных расходов". Непосредственно в перечне указаны следующие виды выплат, не подлежащие налогообложению, связанные с:

- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

В ст. 1084 Гражданского кодекса РФ установлено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, подлежит возмещению. Статья 220 Трудового кодекса РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного работникам повреждением их здоровья.

Компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, установлены, в частности:

- Федеральным законом от 24 июля 1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1 "Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".

- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

Основания для бесплатного предоставления жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрены как законодательством РФ, так и законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

В законодательстве РФ данные компенсационные выплаты, в частности, установлены:

- Законом РФ от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

- Законом РСФСР от 18 октября 1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";

- Федеральным законом от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";

- Федеральным законом от 10 января 1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации;

- Федеральным законом от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Законодательными актами субъектов РФ также могут быть предусмотрены указанные выплаты. Например, в ст. 8 Закона Свердловской области от 4 мая 1995 г. "О предоставлении жилища в Свердловской области" установлен перечень лиц, которые имеют право на бесплатное предоставление им жилых помещений.

В тех случаях, когда организация по собственной инициативе оплачивает за работника квартиру, производит оплату коммунальных услуг, топлива, то на данные суммы начисление налога должно производиться в общеустановленном порядке.

- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

Выдача натурального довольствия в основном предусматривается для военнослужащих и лиц, приравненных к ним, а также для работников, занятых на сложных видах работ.

В отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц необходимо точно определить, для каких именно лиц предусмотрена выдача натурального довольствия. Если работникам организаций в связи с вредными условиями труда действующим трудовым законодательством предусмотрено обязательное обеспечение специальным питанием, то его стоимость не подлежит обложению единым социальным налогом.

В случае, когда на предприятии с вредными условиями труда в соответствии с законодательством работникам полагается молоко или иное довольствие, а вместо этого выплачивается компенсация, то стоимость ее также не подлежит обложению единым социальным налогом.

Данные компенсационные выплаты, в частности, установлены:

- Федеральным законом от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";

- Федеральным законом от 21 июля 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

- Федеральным законом от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

- Федеральным законом от 3 декабря 1994 N 55-ФЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции";

- Федеральным законом от 10 января 1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";

- Федеральным законом от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

В соответствии с этим положением от налогообложения освобождаются все компенсационные выплаты, связанные с увольнением, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск.

Данные выплаты предусмотрены следующими нормативными актами:

- статьями 176 (выходные пособия), 181 (гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации), 127 (компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении) Трудового кодекса РФ;

- Федеральным законом от 21 июля 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

- Федеральным законом от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";

- Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

- возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников;

Данное положение применяется в случае, если обучение осуществляется не по личной инициативе работников, а по решению организации, направляющей работников для повышения квалификации, обучению смежным и вторым профессиям в связи с производственной необходимостью.

В Трудовом кодексе РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предусмотрены главой 26 (ст.ст. 173-177).

Особым случаем возмещения таких расходов являются выплаты, производимые педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, предусмотренные Законом РФ от 10 июля 1992 N 3266-1 "Об образовании".

- возмещением иных расходов;

В данном случае имеются в виду иные, установленные законодательными актами компенсационные выплаты. Например, выплаты, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Размеры этих выплат регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.04.96 N 504 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации";

- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается:

- выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

- при этом за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Компенсационные выплаты, связанные с выплатой выходного пособия также установлены:

- Федеральным законом от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

- Федеральным законом от 21 июля 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

- Федеральным законом от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

Данное положение применяется не только по отношению к работникам организации, но и к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Порядок и условия командирования работников определены Инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР".

Определение служебной командировки предусмотрено ст. 166 Трудового кодекса РФ. В соответствии с данной статьей служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Нормы возмещения командировочных расходов установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

Для бюджетных организаций данные нормы установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.94 N 64 "О мерах по социальной защите специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации" для работников Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направляемых в командировки для проведения работ по борьбе с особо опасными заболеваниями животных - сапом, бруцеллезом, сибирской язвой, бешенством и туляремией, предусмотрена выплата суточных в размере 6% от их месячных должностных окладов, установленных в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, но не свыше двукратного установленного размера суточных.

При оплате расходов на командировки необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

При этом, если установленный работодателем размер возмещаемых командировочных расходов будет превышать установленный законодательством норматив, то суммы превышения подлежат налогообложению в общем порядке.

Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность предусмотрено ст. 169 Трудового кодекса РФ. В соответствии с данной статьей при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:

- расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

- расходы по обустройству на новом месте жительства.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15.07.81 N 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность" и Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 г. N 187 "О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность".

Согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Расходы работодателей, возмещаемые работникам, при использовании ими личного транспорта в служебных целях, установленные, в частности:

- Федеральным законом от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";

- Федеральным законом от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Порядок выплаты компенсации работникам за использование ими легковых автомобилей в служебных целях был регламентирован письмом Министерства финансов РФ от 21.07.92 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок". Нормы данной компенсации были установлены Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях" и Приказом Минфина РФ от 04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок".

С 1 января 2002 года необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". В соответствии с данным Постановлением установлены следующие нормы компенсации по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя:

- до 2000 куб. см включительно - 1200 рублей в месяц;

- свыше 2000 куб. см - 1500 рублей в месяц

- по мотоциклам - 600 рублей в месяц.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

- физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ.

Размер материальной помощи, выплачиваемой налогоплательщиками по этим основаниям, не ограничивается какими-либо нормами и нормативами.

4. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ.

5. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

Следует отметить, что освобождается от налогообложения только сумма доходов от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации. В случае получения крестьянским (фермерским) хозяйством доходов от иных операций, она будет облагаться единым социальным налогом.

Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой. В случае, если член крестьянского (фермерского) хозяйства данной нормой пользовался как член другого подобного хозяйства в течение срока меньшего, чем пять лет, то в отношении его доходов, полученных в следующем хозяйстве, настоящая норма, по нашему мнению, применяться не должна.

6. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

Доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, зарегистрированных в установленном порядке, полученные от какой-либо иной деятельности, облагаются налогом в общем порядке. Что касается выплат наемным работникам, то они облагаются налогом.

7. Суммы страховых платежей (взносов) по следующим видам страхования:

- по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ;

- по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

- по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

8. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

До 1 января 2005 года не облагалась ЕСН стоимость проезда, предусмотренная законодательством.

С 1 января 2005 года ЕСН не облагается стоимость проезда, предусмотренная как законодательством, так и трудовыми договорами (контрактами) или коллективными договорами.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определен постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029. В соответствии с данным пунктом не подлежат налогообложению суммы возмещения стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемые работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Возмещение указанных сумм осуществляется согласно ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В соответствии с указанным Законом лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.

Предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.

9. Суммы, получаемые физическими лицами за выполнение ими работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний, кампаний референдума, выплачиваемых:

избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

В соответствии со ст. 20 и ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов, а их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Указанные комиссии действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Председатель такой комиссии занимает должность в ней на постоянной (штатной) основе. Член избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом решающего голоса может работать в ней на постоянной (штатной) основе.

В связи с этим единый социальный налог начисляется в общем порядке на выплаты, производимые членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим на постоянной (штатной) основе, работникам аппаратов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, из средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов.

Единый социальный налог не начисляется на следующие выплаты:

- на выплаты в виде компенсации и дополнительной оплаты членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, кроме указанных в абзаце втором, за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов из средств, выделенных комиссиям на указанные выборы;

- на выплаты, производимые членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса из средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

- на суммы, выплачиваемые другим физическим лицам избирательными комиссиями всех уровней, а также из средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков за выполнение этими лицами работ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;

- на вознаграждения, выплачиваемые руководителям и специалистам из государственных и иных органов и учреждений, включая Центральный банк РФ, Сберегательный банк РФ, главные управления (национальные банки) Центрального банка РФ в субъектах РФ, откомандированным на работу в контрольно-ревизионные службы, созданные при Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссиях субъектов РФ, окружных избирательных комиссиях по выборам в федеральные органы государственной власти, а также в случаях, предусмотренных законом, и при иных комиссиях, за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов.

10. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

В целях настоящего положения необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

- для прокурорских работников (статья 41.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");

- для сотрудников таможенных органов (статья 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации");

- для судебных приставов при исполнении служебных обязанностей (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"). При этом судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

Подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдача которой не установлена законодательством РФ.

11. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ по отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.

Подобные льготы предоставляются работникам железнодорожного, авиационного, морского, речного, автомобильного, городского электротранспорта, работникам транспортного строительства и т.д.

Так, например, не подлежит налогообложению стоимость льгот по бесплатному проезду, установленная для:

- работников предприятий и учреждений железнодорожного транспорта в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";

- студентов, обучающихся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

- граждан, занятых на работах с химическим оружием в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07 ноября 2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".

Суммы возмещения стоимости льгот по проезду, не установленные законодательством РФ, подлежат налогообложению в установленном порядке.

12. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

Данная норма вводится в действие с 1 января 2005 года, до нее применялось похожее освобождение, предусмотренное п. 2 ст. 238 Налогового кодекса РФ и отмененное с 1 января 2005 года.

При сравнении указанных двух норм следует, что "льгота" в отношении материальной помощи сохранилась, более того ее предельный размер увеличен с 2000 рублей (до 01.01.2005 г.) до 3000 рублей (с 01.01.2005 г.).

Что касается отмененной "льготы" в отношении возмещения стоимости медикаментов, то в данном случае следует иметь в виду, что она практически не имела никакого смысла, поскольку в этом случае и так не возникал объект налогообложения.

 

Интересное