Расходы на оплату труда и выплату пособийпо временной нетрудоспособности

Категория: Налогообложение
 

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, учитываются в составе затрат непосредственно в силу прямого включения в подп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

Порядок выплаты указанных пособий установлен Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Основные положения данного закона были рассмотрены нами в главе 1 настоящего издания.

При этом под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ (см. письмо УМНС РФ по г. Москве от 16.03.2004 г. N 21-09/17091).

Перечень расходов на оплату труда установлен ст. 255 Налогового кодекса РФ, согласно которой к ним относятся следующие расходы.

1. Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:

- работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;

- работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;

- работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 131 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях). При этом в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.

Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

На практике возникают ситуации, когда налогоплательщик помимо деятельности, переведенной на упрощенную систему налогообложения, осуществляет деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход. В связи с этим возникает вопрос, как распределить расходы по зарплате работников, занятых в обоих видах деятельности?

Согласно п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 07.10.2004 г. N 03-03-02-05/7 порядок ведения указанного учета зависит от специфики труда работников.

В том случае, если оплата труда работников осуществляется исходя из часовой тарификации, то расходы на выплату заработной платы учитываются по каждому специальному режиму налогообложения раздельно.

В случае, если по данному виду расходов невозможно обеспечить раздельный учет, то расходы на оплату, относящиеся к сфере деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе этой деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в целом.

При этом, мы рекомендуем закреплять данные положения в приказе по учетной политике для целей налогообложения.

2. Начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Премии, которые включаются в расходы, должны быть начислены за производственные результаты, в том числе премии по итогам работы за год, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д. Общим критерием для указанных видов начислений является их связь с достижением работником высоких производственных результатов. Все остальные премии, выплачиваемые предприятием, в состав расходов не включаются, в частности премии ко дню рождения, к юбилейным датам, особые премии для некурящих работников и т.д.

Данная группа выплат для целей налогообложения должна рассматриваться в аналогичном порядке, установленном для начислений по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, рассмотренным выше. То есть, по нашему мнению, начисления стимулирующего характера, связанные с производственными результатами, должны осуществляться в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда. Согласно абз. 2 ст. 129 Трудового кодекса РФ выплаты стимулирующего характера являются составной частью заработной платы. В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ:

"Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором".

Никаких ограничений в том, что для целей налогообложения выплаты стимулирующего характера, связанные с производственными результатами, должны быть обязательно предусмотрены в трудовом договоре, подп. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ не содержит.

Во избежание претензий со стороны налоговых органов для правомерного отнесения на расходы выплачиваемых работникам премий необходимо принять соответствующие положения о премировании. Также целесообразно сделать соответствующую ссылку в приказе по учетной политике для целей налогообложения о том, что данные положения о премировании применяются при исчислении налога.

Подобная процедура закрепления стимулирующих выплат имеет серьезное значение, если учесть практику работы некоторых налоговых органов, которые вообще считают что, если премия не закреплена в трудовом договоре, то она вообще не может учитываться для целей налогообложения.

Данный вывод делается на основании подп. 21 ст. 270 Налогового кодекса РФ, согласно которому не учитываются затраты в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Вместе с тем, по нашему мнению, указанную нормы необходимо применять в неразрывной совокупности со ст. 255 Налогового кодекса РФ в отношении тех видов расходов, которые в ней не перечислены, или в отношении которых такое закрепление требуется в обязательном порядке.

Начисления стимулирующего характера учитываются в составе расходов в силу прямого указания в подп. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ. При этом никакого требования об обязательном закреплении таких выплат в трудовом договоре данной статьей не установлено.

3. Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Затраты по данному основанию многоэлементны и разнообразны. Основным критерием отнесения является то, что они должны производиться в соответствии с законодательством. Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ являются составной частью заработной платы, а потому устанавливаются формами и системами оплаты труда. Вместе с тем, в отличие от выплат стимулирующего характера, связанных с производственными результатами, выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в специально оговоренных случаях обязательно должны быть предусмотрены в соответствующем документе (например, в коллективном или трудовом договоре).

Согласно ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и других), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным либо трудовым договором. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативно-правовыми актами.

Так, например, минимальный размер доплаты за работу в ночное время установлен Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12.02.87 г. N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" - 40% часовой тарифной ставки (оклада).

Поэтому, по нашему мнению, если в коллективном договоре предприятия установлен размер доплаты за работу в ночное время в большем размере, чем в вышеназванном Постановлении, то в расходы можно включать доплату в размере, установленном в коллективном договоре (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.99 г. N 4058/98).

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Трудовой кодекс РФ не устанавливает конкретного размера надбавок за работу в многосменном режиме. Данные надбавки могут быть предусмотрены иными нормативными актами. В случае, когда данные надбавки не предусмотрены законодательством, они могут учитываться для целей налогообложения в порядке, установленном подп. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ.

По данному основанию учитываются следующие виды начислений: оплата за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда; оплата межразрядной разницы; надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время; доплата за совмещение профессий (должностей); доплата за расширение зон обслуживания; оплата за сверхурочную работу; оплата за работу в выходные и праздничные дни; иные надбавки и доплаты, связанные с режимом работы, предусмотренные законодательством РФ.

Очень часто предприятия выплачивают компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; величина компенсаций составляет один или несколько законодательно установленных минимумов заработной платы в месяц; всю сумму выплачиваемых компенсаций предприятие учитывает в целях налогообложения. В то же время согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 03.11.94 г. N 1206 величина ежемесячных компенсационных выплат женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, составляет 50 процентов минимального размера оплаты труда.

Таким образом, предприятие может ежемесячно включать в расходы указанные компенсации в размере, не превышающем половину законодательно установленного минимального размера оплаты труда. Включение в расходы компенсаций в большем размере ведет к занижению налогооблагаемой прибыли.

4. Стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам организации в соответствии с установленным законодательством РФ порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за не предоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

По данному основанию учитывается стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ:

- коммунальных услуг;

- питания и продуктов;

- жилья;

- суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг.

Так, например, в соответствии со ст. 222 Трудового кодекса РФ предусмотрена бесплатная выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания.

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов утверждены Постановление Минтруда и социального развития РФ от 31.03.2003 г. N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда"

В соответствии с п. 5 Приложения к указанному выше Постановлению не допускается замена молока денежной компенсацией, замена его другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. При этом необходимо руководствоваться Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 31.03.2003 г. N 14 "Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.

5. Стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством РФ предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Причем в расходную часть облагаемой прибыли включаются только те затраты по обеспечению работников спецодеждой, которые произведены в соответствии с Постановлением Министерство труда и социального развития РФ от 18 декабря 1998 г. N 51 "Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (в ред. Постановления Минтруда РФ от 29.10.1999 N 39) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 1999 г. N 1700), а также иными ведомственными актами.

То есть необходимость обеспечения спецодеждой и спецобувью должно определяться требованиями соответствующего законодательства. При этом следует иметь в виду, что указанные затраты осуществляются не произвольно, а в соответствии с нормами и сроками носки, установленными законодательством.

6. Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде.

Основания для начисления среднего заработка, сохраняемого на время выполнения работниками государственных и (или) общественных обязанностей предусмотрены как Трудовым кодексом РФ, так и иными нормативными правовыми актами. Общими положениями для всех случаев являются нормы ст. 165 и ст. 170 Трудового кодекса РФ. Так, в ст. 165 Трудового кодекса РФ закреплено, что при исполнении государственных или общественных обязанностей работодатель обязан предоставить работнику соответствующие гарантии и компенсации. При этом общий размер таких компенсаций в Трудовом кодексе РФ не установлен.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 Трудового договора РФ).

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ст. 171 Трудового кодекса РФ).

Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года (ст. 405 Трудового кодекса РФ).

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц (ст. 172 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены следующие виды выплат. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в размере не более 1 000 рублей. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в размере не более 1 000 рублей. При этом следует обратить внимание, что выплаты осуществляются исходя из среднего заработка, но не более 1000 рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно п. 4 ст. 107 Арбитражного процессуального кодекса РФ за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 95 Гражданского процессуального кодекса РФ за работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей, также сохраняется средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 Трудового кодекса РФ).

На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 220 Трудового кодекса РФ).

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя (ст. 254 Трудового кодекса РФ).

7. Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.

По данному основанию учитываются следующие расходы:

- расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ;

- расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

- доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время;

- расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка;

- расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.

Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска согласно ст. 2 и ст. 21 Трудового кодекса РФ является основным принципом трудового законодательства и неотъемлемым правом работника. В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Трудовое законодательство предусматривает два вида оплачиваемых отпусков, которые учитываются по данному основанию: основной и дополнительный оплачиваемые отпуска.

Основной ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. В случаях предусмотренных законодательством может предоставляться удлиненный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (ст. 115 Трудового кодекса РФ).

Например, удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется инвалидам. Так, согласно ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска согласно ст. 116 Трудового кодекса РФ предоставляются:

- работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

- работникам, имеющим особый характер работы;

- работникам с ненормированным рабочим днем;

- работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

До 1 января 2005 года указанные расходы определялись в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

С 1 января 2005 года данные расходы учитываются в порядке, предусмотренном действующим законодательством - для организаций, финансируемых из бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций. В последнем случае такой порядок может быть установлен в трудовом или коллективном договоре.

Законодательный порядок оплаты указанных расходов установлен ст. 325 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной статье лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

При этом должны соблюдаться следующие правила оплаты:

- оплата стоимости проезда работника личным транспортом производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем;

- оплата стоимости проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) производится независимо от времени использования отпуска;

- оплата производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда с последующим окончательным расчетом по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов;

- право на оплату, является целевым и не суммируется в случае, если работник своевременно не воспользовался этим правом;

- оплата предоставляются работнику только по основному месту работы.

Доплата работникам в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы предусмотрена ст. 271 Трудового кодекса РФ. При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При этом работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы (до тарифной ставки).

Таким образом, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время осуществляется работодателем по своему усмотрению. Для того чтобы указанные доплаты можно было отнести на расходы, по нашему мнению, их необходимо закрепить в коллективном или трудовом договоре.

Мнение некоторых налоговых органов о том, данные доплаты во всех случаях не могут учитываться для целей налогообложения, по нашему мнению, не соответствуют действующему законодательству РФ. Так, некоторые налоговые органы считают, что поскольку в ст. 271 Трудового кодекса РФ сказано, что доплаты осуществляются работодателем за счет собственных средств, то такие доплаты не должны учитываться для целей налогообложения. Вместе с тем, Трудовой кодекс РФ не относится к законодательству о налогах и сборах, а потому не может устанавливать перечень расходов, учитываемых при налогообложении. Формулировка, используемая в ст. 271 Трудового кодекса РФ, означает то, что указанные доплаты осуществляются не за счет бюджетных ассигнований или за счет иных источников, а за счет средств организаций. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.06.2002 г. N 8982/01 (письмо МНС РФ от 23.07.2002 г. N ШС-6-14/1063).

В соответствии со ст. 258 Трудового кодекса РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей). Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

В соответствии со ст. 185 Трудового кодекса РФ на время проведения медицинского обследования за работниками, обязанными в соответствии с Трудовым кодексом РФ проходить такое обследование, сохраняется средний заработок по месту работы.

Проведение медицинских осмотров (обследований) является обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).

Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие случаи прохождения периодических и внеочередных медицинских осмотров:

- для работников, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (в отношении периодических и внеочередных осмотров - ст. 213 Трудового кодекса РФ);

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. До принятия указанного документа необходимо руководствоваться приказом Минздрава и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".

- для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (в отношении периодических и внеочередных осмотров - ст. 213 Трудового кодекса РФ);

- для любых работников в отношении внеочередных осмотров в соответствии с медицинскими рекомендациями (ст. 219 Трудового кодекса РФ);

- для работников в возрасте до 18 лет (ст. 266 Трудового кодекса РФ).

8. Денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством.

Трудовой кодекс РФ предусматривает два случая выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск. В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается работнику при его увольнении. Вместе с тем, в соответствии со ст. 126 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника денежной компенсацией может быть заменена часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней.

В отношении последнего случая нет единой практики применения. Так, Министерство труда и социального развития в письме от 25 апреля 2002 г. N 966-10 сообщает следующее:

"В соответствии со статьей 126 Трудового кодекса РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

В настоящее время существуют два мнения по поводу применения положений указанной статьи.

С одной точки зрения, возможна выплата денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, т.е. при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые года) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающих основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Другая точка зрения предполагает, что замене денежной компенсацией подлежит только та часть каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней.

Полагаем, что впредь, до формирования практики применения Трудового кодекса РФ, а также судебной практики по данному вопросу, решение этого вопроса возможно по соглашению сторон.

При этом следует иметь в виду, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя".

9. Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ) осуществляются следующие выплаты:

1) По ст. 178 Трудового кодекса РФ увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

2) По ст. 180 Трудового кодекса РФ увольняемому ранее, чем через два месяца после сообщения об увольнении работнику выплачивается дополнительная (помимо выходного пособия) компенсация в размере двухмесячного среднего заработка.

3) По ст. 296 Трудового кодекса РФ увольняемому работнику, занятому на сезонных работах, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

4) По ст. 318 Трудового кодекса РФ лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.

В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

10. Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ.

По данному основанию учитываются единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности). Основания для выплаты указанных вознаграждений предусматриваются законодательством РФ, в том числе законами и иными нормативными правовыми актами, действующими в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ.

11. Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях.

До 1 января 2005 года данные надбавки учитывались в расходах в случае, если они были предусмотрены законодательством РФ.

С 1 января 2005 года условие о закреплении в законодательстве было отменено. Следовательно, данные надбавки работодатель может предусмотреть в трудовом или коллективном договоре.

12. Надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

До 1 января 2005 года данные надбавки учитывались в расходах в случае, если они были предусмотрены законодательством РФ.

С 1 января 2005 года условие о закреплении в законодательстве было отменено. Следовательно, данные надбавки работодатель может предусмотреть в трудовом или коллективном договоре.

13. Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством РФ на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что учебные отпуска должны быть представлены работникам предприятия.

Вместе с тем, указанные расходы организация вправе включать в состав расходов на оплату труда вне зависимости от направления работника на обучение организацией или самостоятельного выбора учебного заведения работником.

Предоставление таких отпусков предусмотрено ст.ст. 173-176 Трудового кодекса РФ в следующих случаях.

В соответствии со ст. 177 Трудового кодекса РФ предоставление указанных оплачиваемых отпусков производится при получении образования соответствующего уровня впервые.

Также необходимо учитывать, что работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, такой отпуск предоставляется только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору работника).

14. Расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Оплата труда работников за время вынужденного прогула является защитной мерой прав трудящихся.

В соответствии со ст. 373 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в случаях увольнения его по п. 2 ст. 82 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением численности или штата), по подп. б п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, по п. 5 ст. 81 Трудового кодекса РФ (вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), работодатель обязан испросить мнение профсоюзного органа. При наличии разногласий профсоюзный орган проводит консультации с работодателем, результаты которых оформляются протоколом. В случае несогласия профсоюзного органа с окончательным решением работодателя данное решение может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в случае признания данного решения незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Помимо специального порядка работник во всех случаях может требовать оплаты вынужденного прогула через комиссию по трудовым спорам или суд. Согласно ст. 391 Трудового кодекса РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника об оплате за время вынужденного прогула. Как указано в ст. 394 Трудового кодекса РФ, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Одним из случаев оплаты вынужденного прогула может быть признание формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Оплата труда за время выполнения нижеоплачиваемой работы может являться соответствующей гарантией либо также защитной мерой прав трудящихся.

Согласно ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника.

Также в соответствии со ст. 391 Трудового кодекса РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы. В ст. 394 Трудового кодекса РФ установлено, что орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, (комиссия по трудовым спорам или суд) принимает решение о выплате работнику разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

15. Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.

В соответствии со ст. 182 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются гарантии в следующих случаях:

- при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода,

- при переводе работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, за ним сохраняется его прежний средний заработок до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

16. Суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по следующим договорам:

- долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;

- негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. Данное положение применяется с 1 января 2005 года. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно;

- добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

- добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем десяти тысяч рублей в год на одного застрахованного работника.

При расчете предельных размеров платежей (взносов) в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные настоящим пунктом.

В случае изменения существенных условий договора и (или) сокращения срока действия договора долгосрочного страхования жизни, договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения или их расторжения взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров или их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

17. Суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям.

При рассмотрении расходов, которые учитываются по данному основанию, необходимо отметить, что формулировка, указанная в подп. 17 ст. 255 Налогового кодекса РФ является крайне неудачной, поскольку она не соотносится с положениями Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 297 Трудового кодекса РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Порядок и условия осуществления вахтовых работ регулируются гл. 47 Трудового кодекса РФ, а также Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными совместным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.87 г. N 794/33-82 (в части не противоречащей действующему законодательству).

В соответствии со ст. 302 Трудового кодекса РФ работникам, выполняющим работы вахтовым методом, помимо основного вознаграждения за труд также выплачиваются следующие суммы:

- за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы, в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

- устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в соответствующих местностях;

- за дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка (оклад).

Данные затраты учитываются для целей налогообложения в следующем порядке.

Районный коэффициент и процентные надбавки учитываются в соответствии с подп. 11 и подп. 12 ст. 255 Трудового кодекса РФ. Оплата дополнительных отпусков в соответствии с подп. 7 ст. 255 Трудового кодекса РФ.

Надбавки за вахтовый метод (взамен суточных) и оплата за дни нахождения в пути и др. должны учитываются по данному основанию (подп. 17 ст. 255 Трудового кодекса РФ). Однако при этом возникает неясность, что из перечисленного должно быть указано в коллективном договоре. В связи с этим, если организация перечислит все виды начислений, связанных с оплатой труда при вахтовом методе, то к ней не должны предъявляться какие-либо претензии со стороны налоговых органов.

Вместе с тем, по нашему мнению, повторное указание того, что предусмотрено Трудовым кодексом РФ, не оправдано, поскольку право на указанные выплаты возникает не в силу указания в коллективном договоре, а в силу требований самого Трудового кодекса РФ. Во всяком случае указанные затраты могут быть учтены в соответствии с подп. 25 ст. 255 Трудового кодекса РФ. По данному поводу в разделе 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" ч. II Налогового кодекса РФ разъяснено, что в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения, не является закрытым.

18. Суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы в организации согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями.

Специальные договоры на предоставление рабочей силы имеют следующие специфические признаки:

- на данные договоры не распространяются ни нормы гражданского, ни трудового законодательства;

- данные договоры заключаются только со специфическими государственными организациями (учреждениями).

На практике некоторые коммерческие организации заключают между собой аналогичные договоры на предоставление рабочей силы. Однако заключение таких договоров между указанными организациями не предусмотрено действующим законодательством. В случае заключения таких договоров, они должны расцениваться либо как трудовые договоры, либо как договоры подряда со всеми вытекающими отсюда последствиями. В аналогичном порядке будет расцениваться случай заключения таких договоров с участие государственных организаций, которым не предоставлено право заключения таких договоров.

Таким образом, по данному основанию учитываются суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в данную организацию, согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащих, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы).

19. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам организаций во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

20. Расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови.

Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

21. Расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.

Оплата выполненных работ по договорам подряда производится в соответствии со ст. 746 Гражданского кодекса в размере, предусмотренном сметой или договором. Договором подряда может быть предусмотрена оплата, как вознаграждение физическому лицу за оказанные им услуги, в которую, кроме вознаграждения, включены оплата за использованные материалы и т.п. От этого зависит, по какой статье расходов включать произведенные затраты - по статье "Затраты на оплату труда" или "Материальные расходы".

22. Предусмотренные законодательством РФ начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие могут быть прикомандированы к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами РФ, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства.

23. Доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

24. Другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Положения подп. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ являются одним из многочисленных новшеств в исчислении налога на прибыль, появившихся в налоговом законодательстве после принятия гл. 25. Кроме того, подп. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ является логичным продолжением положений, закрепленных в абз. 1 ст. 255, в котором речь идет о любых начислениях работникам в денежной и (или) натуральной формах. Фактически, каждое предприятие, предусмотрев в индивидуальном трудовом договоре или коллективном договоре особые условия оплаты труда, какие-либо специальные выплаты, имеет возможность уменьшить свою облагаемую прибыль.

Вместе с тем, необходимо учитывать два момента.

Во-первых, соответствующие выплаты должны быть четко зафиксированы трудовым договором и (или) коллективным договором. Причем, в последнем случае предприятие должно строго выполнять требования Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 N 176-ФЗ, от 01.05.99 N 93-ФЗ). Причем, необходимо обратить внимание, что в подп. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ речь идет исключительно о коллективном договоре, который в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" представляет собой: "Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем". Соглашения же, которые регулируют социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, и заключаемые на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии, для целей применения ст. 255 Налогового кодекса РФ не применяются.

Во-вторых, положения ст. 255 Налогового кодекса РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 270 Налогового кодекса РФ, в которой часть выплат в пользу работников организации в силу прямого указания не включаются в расходную часть для целей исчисления налога на прибыль. Так, расходы, перечисленные в подп. 21-28 ст. 270 Кодекса, не уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций ни при каких условиях, даже в том случае, если данные выплаты в пользу работников будут предусмотрены трудовым договором и (или) коллективном договором.

Например, по данной статье к расходам на оплату труда, в частности относятся, расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом в случае, когда они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами). Данный вывод подтверждается подп. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Другой пример. Согласно подп. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ не учитывается в расходах оплата путевок, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

На практике все чаще возникают случаи, когда в индивидуальном трудовом договоре работодатель обязуется предоставить работнику бесплатно квартиру или осуществить за него оплату иного блага. В этом случае, вопрос об учете указанных затрат в расходах на оплату труда должен рассматриваться индивидуально.

Все указанные виды затрат можно разделить на две группы. К первой группе относятся случаи, когда предоставление благ предусмотрено законодательством, ко второй - когда такое предоставление благ осуществляется только по инициативе работодателя.

В первом случае, расходы по предоставлению благ работникам, по нашему мнению, должны учитываться для целей налогообложения в составе расходов на оплату труда. При этом должны выполняться общие условия относимости затрат для целей налогообложения, предусмотренные ст. 252 Налогового кодекса РФ. Также во избежание претензий со стороны налоговых органов, рекомендуем вписать условие о предоставлении конкретных благ (несмотря на то, что предоставление этих блага предусмотрено законодательством) в трудовой или коллективный договор.

В частности это положение касается гарантий, предоставляемых лицам, работающим в районах крайнего севера. Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях" работодатель обязан по месту работы обеспечить работника и членов его семьи жилой площадью.

Во втором случае, когда предоставление благ осуществляется только по инициативе работодателя затраты, согласно подп. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения не должны учитываться.

Аналогичной позиции по обоим случаям придерживается также налоговое ведомство. Так, в письме УМНС РФ от 23.10.2003 г. N 26-12/59507 разъяснено, что затраты организации-работодателя по оплате расходов, связанных с бесплатным обеспечением работников жильем на время работы, не предусмотренные нормами законодательства РФ, не уменьшают налогооблагаемую базу. Исходя из данного разъяснения следует, что если предоставление жилья предусмотрено законодательством, то затраты связанные с этим должны уменьшать налогооблагаемую прибыль.

В расходы на оплату труда, учитываемые при налогообложении прибыли в силу подп. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ, можно отнести, например, надбавки за работу в многосменном режиме, надбавки за выполнение работ различной квалификации, доплату за расширение зон обслуживания, расходы на питание работников, компенсации работникам, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, оплата времени простоя не по вине работника и т.п.

 

Интересное