Форменная одежда, приобретаемая в рекламных целях

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 

Приобретение формы для рекламных целей представляет собой особый вид операций.

В связи с участием в рекламных мероприятиях, выставках, ярмарках организации приобретают для своих сотрудников форменную (фирменную) одежду со своей символикой, что не предусмотрено никакими нормами и нормативами либо отраслевыми указаниями.

По мнению отдельных специалистов, такую форменную одежду следует относить к рекламным расходам организации, а одежда сотрудников, на которой изображена символика организации или товарный знак, является информацией об этой организации.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения относятся, в частности, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Для целей налогообложения величина расходов не ограничена, за исключением расходов на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний. Указанные расходы в налоговом учете для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса. По данному поводу может идти речь о приобретаемых и в последствии разыгрываемых в качестве призов футболок, бейсболок и проч. с символикой предприятия. Форменная одежда не адекватна перечисленным предметам одежды, исходя из чего, следует вывод о том, что в отношении форменного обмундирования, приобретаемого (изготавливаемого) для участия в выставках и рекламных акциях не установлены какие-либо ограничения по стоимостной величине расходов, принимаемых в уменьшение налоговой прибыли. При этом важно, чтобы информация, нанесенная на форму, содержала даты проведения рекламной акции, что исключало бы ее повторное использование в поздние периоды, и в то же время, позволило бы единовременно учесть понесенные расходы.

Форменную одежду, которая остается у сотрудников в личном пользовании, следует учитывать как доход работника. В связи с этим бухгалтеру необходимо начислить налог на доходы физических лиц и единый социальный налог (взнос).

Организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.

Как правило, выдача форменной одежды должна отражаться на лицевых счетах, заводимых на каждого сотрудника (работника). В этих лицевых счетах (карточках), книгах учета указываются фамилия, имя, отчество (ФИО), должность, дата выдачи форменной одежды, срок ее носки и стоимость. При необходимости могут быть указаны и другие данные по выдаче форменной одежды.

Если предприятие примет решение о квалификации форменной одежды, приобретаемой для участия в конкретной рекламной акции, в качестве материалов порядок записей в бухгалтерском учете будет следующим:

Условно: форма сшита в мае, использование ее в рекламной акции предусмотрено в июне.

 

Таблица 21

 
-------------------------------------T-----------T-----------T----------¬
¦       Содержание операции          ¦   Дебет   ¦  Кредит   ¦   Сумма  ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦В мае оприходованы комплекты формен-¦  Дт 10    ¦  Кт 23    ¦ 18863,50 ¦
¦ной одежды, сшитые на самом предпри-¦           ¦           ¦          ¦
¦ятии                                ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦В мае отражено отложенное  налоговое¦  Дт 68    ¦  Кт 77    ¦  3375    ¦
¦обязательство  по разнице между фак-¦           ¦           ¦          ¦
¦тической стоимостью сшитой  формы  в¦           ¦           ¦          ¦
¦БУ и НУ(см. пример 4)               ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦В июне передача 10 комплектов   фор-¦  Дт 44,   ¦  Кт 10    ¦ 18863,50 ¦
¦менной одежды в  личное  пользование¦  20, 26   ¦           ¦          ¦
¦участникам  рекламной акции (по фак-¦           ¦           ¦          ¦
¦тической  себестоимости)    (условия¦           ¦           ¦          ¦
¦примера 4)                          ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦В  июне признание расходов в налого-¦           ¦           ¦ 18863,50 ¦
¦вом учете одновременно  с  передачей¦           ¦           ¦          ¦
¦формы  в личное пользование участни-¦           ¦           ¦          ¦
¦кам рекламной акции                 ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Начислен НДФЛ по ставке 13% от стои-¦  Дт 70    ¦  Кт 68    ¦   245    ¦
¦мости  формы,  полученной  в  личное¦           ¦           ¦          ¦
¦потребление  участником    рекламной¦           ¦           ¦          ¦
¦акции        (стоимость   1  формы -¦           ¦           ¦          ¦
¦1886 руб.)                          ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Начислен ЕСН от стоимости формы, по-¦  Дт 44,   ¦  Кт 69    ¦   671    ¦
¦лученной  в  личное пользование сот-¦  20, 26   ¦           ¦          ¦
¦рудником (ЕСН начисляется, поскольку¦           ¦           ¦          ¦
¦затраты на форму отнесены в уменьше-¦           ¦           ¦          ¦
¦ние налоговой прибыли, подп. 11 п. 1¦           ¦           ¦          ¦
¦ст. 238 НК РФ!!!)                   ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦В  июне  погашение  в  первом месяце¦  Дт 77    ¦  Кт 68    ¦   188    ¦
¦отложенного  налогового обязательст-¦           ¦           ¦          ¦
¦ва, сформированного на основе разниц¦           ¦           ¦          ¦
¦фактической   себестоимости   сшитой¦           ¦           ¦          ¦
¦формы в БУ и НУ                     ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦В  июне  списание ОНО в связи с дос-¦  Дт 77    ¦ Кт 99     ¦   3187   ¦
¦рочным  полным  переносом  стоимости¦           ¦           ¦          ¦
¦рекламной  формы  на  расходы в виду¦           ¦           ¦          ¦
¦утраты формой ее актуальности (из-за¦           ¦           ¦          ¦
¦нанесенных  на  нее  дат  проведения¦           ¦           ¦          ¦
¦рекламных акций) (3375 - 188 = 3187)¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Нейтрализованы  расчеты  с  бюджетом¦  Дт 99    ¦  Кт 68    ¦   3187   ¦
¦при списании сальдо ОНО*(5)         ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦    *(5) см. пояснения к Таблице 3                         ¦
L------------------------------------------------------------------------
 

Если одежда выдается на время участия в выставке-ярмарке и по окончании выставки-ярмарки сотрудники сдают форменную одежду на склад организации, то более приемлем варианта ее учета по аналогии со спецодеждой на субсчетах второго порядка к балансовому счету 10 "Материалы".

 

Пример:

В целях подготовки рекламных акций предприятием приобретены предметы экипировки (брюки, юбки, футболки, бейсболки, галстуки и платки). Указанные вещи были переданы в ателье для нанесения вышивки эмблем предприятия и рекламных слоганов. По предположениям данные комплекты должны использоваться в еженедельных рекламных акциях в течение 2 лет.

 

Таблица 22

 
-------------------------------------T-----------T-----------T----------¬
¦       Содержание операции          ¦   Дебет   ¦  Кредит   ¦   Сумма  ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Оприходованы 10 комплектов форменной¦  Дт 15    ¦  Кт 60    ¦   20000  ¦
¦одежды                              ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Отражена сумма НДС по  счетам-факту-¦  Дт 19    ¦  Кт 60    ¦    3600  ¦
¦рам поставщиков формы               ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Услуги ателье по вышивке и проч.    ¦  Дт 15    ¦  Кт 60    ¦    1000  ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦НДС по услугам ателье               ¦  Дт 19    ¦  Кт 60    ¦     180  ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Приняты к учету  комплекты форменной¦  Дт 10-10 ¦  Кт 15    ¦   21000  ¦
¦одежды для рекламных акций,  в  т.ч.¦           ¦           ¦          ¦
¦стоимость одного - 2100 руб.        ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Передача  10   комплектов  форменной¦ Дт 10-11  ¦ Кт 10-10  ¦   21000  ¦
¦одежды  на   объекты  для  рекламных¦           ¦           ¦          ¦
¦акций                               ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Перенесение  стоимости формы на зат-¦  Дт 20, 26¦  Кт 10-11 ¦     875  ¦
¦раты в БУ помесячно  21 000  руб./24¦  44       ¦           ¦          ¦
¦мес. = 875 руб.                     ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Признание расходов в налоговом учете¦           ¦           ¦18863,50  ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Отражено   формирование  отложенного¦  Дт 68    ¦  Кт 77    ¦    4317  ¦
¦налогового обязательства ОНО от раз-¦           ¦           ¦          ¦
¦ницы величины  признанных расходов в¦           ¦           ¦          ¦
¦БУ  и  НУ  (18 863,50 - 875) х 24% =¦           ¦           ¦          ¦
¦4317                                ¦           ¦           ¦          ¦
+------------------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Погашение   отложенного   налогового¦  Дт 77    ¦ Кт 68     ¦     188  ¦
¦обязательства в последующие 23 меся-¦           ¦           ¦          ¦
¦ца                                  ¦           ¦           ¦          ¦
L------------------------------------+-----------+-----------+-----------
 

В заключение необходимо добавить, что расходы на проведение рекламных мероприятий облагаются налогом на рекламу в размере 5% от общей величины рекламных расходов.

 

Интересное